Если к 1 октября 2008 года, как сообщили “МК” в областном комитете по труду и занятости населения, количество официально зарегистрированных безработных составляло всего 19,7 тысячи человек (0,5% от экономически активного населения), то уже к новогодним праздникам число потерявших работу увеличилось до 26,3 тысячи человек. Дальше — больше. К 31 июля у дверей бирж труда стояло 56,7 тысячи лузеров, при этом показатель уровня безработицы составил 1,52%. Осенью напряженность немножечко спала, благодаря чему количество безработных уменьшилось до 55,8 тысячи человек. Однако в аккурат к 31 декабря трудящимся Подмосковья вновь припасли увольнения. Какой приятный подарок!
В городских и районных службах занятости воцарился ажиотаж. Вместо того чтобы наряжать елку и готовить салатики оливье, в последний день уходящего года граждане спешили зарегистрироваться в качестве безработных. В декабре 2009 года, следуя негласной традиции, работодатели области вытолкнули на улицы более полутора тысяч работников. Для сравнения: в ноябре-октябре количество сокращенных или уволенных было меньше почти что в 2 раза.
— Согласно закону о занятости решение о признании человека безработным принимается не позднее 11-го дня с момента подачи документов, — прокомментировали этот праздничный всплеск специалисты областного профильного комитета. — Чтобы соблюсти букву закона, работникам служб занятости приходилось в последние дни декабря регистрировать и тех граждан, для которых этот самый 11-й день попадал на каникулы. Впоследствии ситуация выровнялась, и даже наметилась тенденция к снижению официально регистрируемой безработицы.
Сегодня она составляет 55,8 тысячи человек. Но есть безработица скрытая, которая на фирмах и предприятиях, попавших в сложное положение, выражается в сокращенной рабочей неделе, отпусках за свой счет и т.д. В любой момент она может перейти в безработицу регистрируемую. На конец марта в области 487 организаций работали в режиме неполной занятости — а это 37 тысяч работников, находящихся в зоне риска.
Впрочем, как полагают специалисты, ежедневный мониторинг на подмосковном рынке труда позволяет сделать оптимистичный прогноз по динамике безработицы на ближайшие месяцы. Экономика вроде бы начала оживать, целый ряд предприятий расширяет или собирается расширять штаты. И хотя финансовое положение отдельных работодателей остается тяжелым, увольнять стали меньше. Так, по данным комитета по труду и занятости, в марте—мае этого года предприятия и организации планируют высвободить 2,5 тыс. человек. В общем-то цифра неутешительная. Но если сравнить ее с тем же периодом 2009 года, то тогда объемы планируемых сокращений были выше в 3 раза.
“Все работы хороши, выбирай на вкус”, — утверждал пролетарский поэт Маяковский.
Тем, кто оказался без средств к существованию, зачастую выбирать не приходится. Несмотря на внушительный список вакансий и загадочность многих профессий, которые в нем фигурируют, как-то: прокатчик шаров, волочильщик, притирщик, садчик, съемщик, мастер искусственного осеменения и пр., на поверку выходит, что это не самые заманчивые предложения. Принимать их как-то не хочется даже ради спортивного интереса. Потому что увлекательная во всех отношениях деятельность съемщика оплачивается в пределах 10 тысяч рублей, прокатчик шаров получает 12, осеменитель — целых 15.
Действительно, органы занятости признают, что зарплата, которая предлагается ими, как минимум в полтора раза отстает от средней зарплаты в регионе. Она сейчас составляет порядка 30 тысяч рублей. Тем не менее значительная часть безработных идет и на малооплачиваемую работу. К примеру, из 124 тысяч человек, которые устроились в прошлом году по направлениям с “биржи труда”, 89 тысяч удовлетворились вакансиями, непосредственно подобранными службами занятости.
На сегодняшний день наиболее востребованными в Подмосковье являются профессии водителя, бухгалтера, менеджера, повара, продавца, каменщика, слесаря, швеи, кладовщика. Всегда в почете труд медика — правда, при этом навыки квалифицированной операционной сестры нередко оцениваются в 10 тысяч рублей, хирурга — в 18 тысяч, участкового терапевта чуть больше — в 20 тысяч рублей. Крупным подмосковным заводам, в том числе оборонным, требуются инженер за 25 тысяч рублей, станочники высоких разрядов за 20, конструкторы — за 12—15 тысяч рэ. Сельское хозяйство остро нуждается в трактористах, доярках и скотниках (10—12 тысяч рублей). Примерно такой же зарплатой работодатели пытаются заинтересовать потенциальных работников общепита — поваров, барменов, официантов (типа на кухне прокормятся). Хуже всего оплачиваются услуги воспитателей детских садов — от 7 до 10 тысяч рублей.
Однако, как рассказали нам в комитете по труду, некоторые граждане охотно садятся за парты, чтобы пройти переобучение и освоить ходовые рабочие профессии. В прошлом году научились новому ремеслу 10 966 безработных, 9613 трудоустроились в организациях Подмосковья.
Среди тех, для кого увольнение с прежнего места работы открыло дорогу в новую жизнь, особняком стоят смельчаки, решившиеся открыть с нуля собственное дело. Благодаря программе по развитию малого бизнеса 600 бывших безработных в Московской области стали предпринимателями. Они самостоятельно занялись торговлей, ремонтом автомашин, строительством, бытовыми услугами. А четверо самых рисковых создали крестьянские (фермерские) хозяйства.
И еще один факт, мимо которого невозможно пройти: 12 тысяч жителей области под воздействием кризиса и цен на проездные билеты отказались от ежедневных поездок в Москву на работу. Как пояснили “МК”, незначительная часть их действительно устроилась на работу рядом с домом.
Вместе с тем ближние пригороды продолжают мотаться в Москву. По официальным данным, до 30% экономически активного населения Балашихинского, Домодедовского, Люберецкого, Мытищинского, Пушкинского, Химкинского районов, городов Реутов, Железнодорожный, Ивантеевка, Королев, Долгопрудный предпочитают трудиться в столице. В Красногорском, Одинцовском и Ленинском районах на работу в Первопрестольной отвлекаются все 50. Почему? Большинство респондентов, участвовавших в опросе на эту тему, ответило, что в мегаполисе помимо высокой зарплаты их привлекает возможность карьерного роста. Но и не только. В частности, молодежь удерживает в Москве ее развитая культурно-досуговая инфраструктура. Как говорится, мы славно поработали и славно отдохнем!
Не секрет, что молодым бывает легче найти работу, нежели старым проверенным кадрам. Тенденцию в полной мере подтверждает статистика. Из 97 тысяч человек в возрасте от 14 до 29 лет, обратившихся в подмосковные службы занятости в 2009 году, 55 тысяч (57%) было трудоустроено.
Гораздо сложнее определиться с поиском новой работы лицам предпенсионного возраста, особенно женщинам. Кстати, среди безработных, не дотянувших немного до пенсии, они являются большинством. Из 15 тысяч представителей этой демографической группы, засветившихся на бирже труда в прошлом году, было 9 тысяч женщин. Четыре с половиной тысячи из них получили новые рабочие места, а 900 человек — направления на досрочную пенсию.
К слову, именно женщины — независимо от возраста — в 2009 кризисном году являлись основными клиентами служб занятости (52 процента от числа обратившихся). Однако уровень их трудоустройства составил всего 48 процентов. Проще говоря, найти источники заработка в сложной экономической ситуации удалось приблизительно половине. Восемь с половиной тысяч женщин приняли участие в низкооплачиваемых общественных работах. Еще 7800 представительниц слабого пола приступили к профессиональному обучению. Общеизвестно, что дамы очень любят учиться, вот и на курсах по переподготовке женщины доминировали: 71% от всех безработных, устремившихся к знаниям.