Во-первых, старые устройства “неблагожелательны” к пассажирам — могут не сработать и придавить пассажира. А во-вторых, они все чаще съедают поездки. Руководство метрополитена скрепя сердце вынуждено было признать проблему. И утвердило программу полной замены и модернизации турникетов.
— Бывает, что турникет не срабатывает, но поездка с билета списывается. И когда пассажир переходит к другому турникету, тот списывает еще одну поездку. Новые же турникеты связаны в одну систему, они как бы “общаются” между собой, поэтому поездка не пропадет, — говорит зам. главного инженера службы сигнализации и связи московского метро Олег Аустрин. — Кроме того, на новых устройствах есть индикация прохода — зеленая световая полоска на вход, красная — на выход.
Сейчас заканчиваются работы по модернизации считывающих устройств на Калужско-Рижской линии. В этом году полностью переоборудуют Серпуховско-Тимирязевскую линию, заменят турникеты от “Крылатского” до “Курской”, за исключением новых станций, где они и так установлены. В 2009 году заменили 220 турникетов, в этом — 150. Остальные — в 2011-м.
Зайцы точно огорчатся. Высоту стекол на створках специалисты повысили почти до полутора метров! Проблемы на станциях с новыми турникетами у безбилетников возникают уже сейчас: раз в два-три месяца какой-нибудь “акробат” обязательно разбивает голову при попытке перепрыгнуть створки. “А если отчаянные безбилетники начнут ползать под створками, мы сделаем их ниже”, — пообещали спецы.
И если новые турникеты под стать идеальным мужчинам станут высокими, чувствительными и умными, то еще одна новинка — автоматы по продаже билетов — может, увы, походить на плохих жен, капризных и жадных до денег. К 1 марта специалисты должны установить новые автоматы на станциях: “ВДНХ” (северный вход), “Тимирязевская”, “Савеловская”, “Улица 1905 года” (северный вход), “Павелецкая”-радиальная. На каждой станции будет по три автомата, на “Улице 1905 года” — два. Автомат принимает и монеты, и купюры, и — невероятно! — дает сдачу. Может продавать (кодировать) билеты на любое количество поездок. В принципе идея отличная. Однако о планах по внедрению этих устройств в Москве специалисты говорят осторожно.
— Сейчас у нас нет уверенности, что такие автоматы нужны, — говорит Олег Аустрин. — Посмотрим, будут ли они пользоваться популярностью у пассажиров, будут ли эффективны. Возможно, мы примем решение установить на некоторых станциях автоматы попроще, которые будут продавать только билеты на одну и две поездки и не станут давать сдачи.
Новые автоматы — это отечественная разработка. Возможно, именно поэтому спецы не уверены в их эффективности (читай: надежности). Несколько лет назад в метро уже устанавливали билетные автоматы. Но популярностью у народа они не пользовались, потому как не отсчитывали сдачу, глотали монеты и регулярно ломались.
МЕЖДУ ТЕМ
Пока большинство турникетов в метро — старые и глупые, прислушайтесь к советам знающих людей. Как утверждает начальник службы сбора доходов столичного метро Владимир Жучков, многие даже не подозревают, как нужно проходить через устройство.
1. Плотно приложите билет к считывающему устройству. Не делайте резких или скользящих движений. Если билет находится в сумке, кошельке, кармане и т.д., старайтесь, чтобы расстояние между ним и “кружочком” не превышало 5 см.
2. Если зеленый огонек не загорается, идите к контролеру. Помочь вам — его прямая обязанность. И не вздумайте искать счастья у другого турникета (пассажиры обычно так и поступают). Велика вероятность, что первое устройство не пропустило вас, но поездку списало.
3. Вы заподозрили, что у вас списались поездки? Нужно подъехать в пассажирское агентство на станцию метро “Красные Ворота” или в два филиала — на станциях “Алтуфьево” и “Каширская”. Сотрудники по номеру билета определят, была ли потеряна поездка. Если да — дадут один или несколько разовых билетов. Потребуется, правда, написать заявление.