А ведь в свое время в этот зал на ВДНХ ехали со всего СССР. Очереди стояли такие, что не снились никаким “Аватарам”. Даже для “продвинутой” Москвы круговая кинопанорама была фантастикой. Но самое фантастическое, что забытая практически всеми круговая кинопанорама работает до сих пор — единственный в мире круглый кинотеатр, проработавший с небольшим перерывом свыше 50 лет.
Круглое облезлое кирпичное здание со старыми объявлениями с первого взгляда не привлекает внимание. Со второго, впрочем, тоже. Если даже искать этот зал на ВВЦ-ВДНХ специально, найти его трудно. А человек несведущий наткнется на здание в глубине выставки, слева от главного входа, только случайно.
Кино необычное. Особенностью кинопанорамы является то, что экраны в зале расположены со всех сторон, на все 360 градусов. Изображение транслируется на 11 экранах. Подобная технология позволяет достичь эффекта полного “погружения”. В любой момент можно обернуться и посмотреть, что происходит у тебя за спиной.
Появлением в Москве круглого кинотеатра мы обязаны Никите Сергеевичу Хрущеву. Во время своей знаменитой поездки в Америку генеральный секретарь посетил Диснейленд. К тому моменту там уже несколько лет работала собственная диснеевская кинопанорама. Увиденный аттракцион так понравился генсеку, что он распорядился в кратчайшие сроки соорудить в Москве аналогичный кинотеатр, но чтобы непременно лучше американского.
За три месяца при личном контроле Хрущева отечественными специалистами была создана собственная система круговой кинопанорамы. Превосходство советской разработки над западной выразилось в большем количестве экранов и в том, что все фильмы были сняты в цвете, в отличие от черно-белых диснеевских.
Открытие нового чудо-кинотеатра было приурочено к пленуму ЦК КПСС 1959 г., первыми его зрителями стали крупные партийные чиновники. Им показали фильм “Дорога весны”. “Кругорама” была принята на ура.
И в последующие годы она пользовалась бешеной популярностью. Долгое время кинотеатр работал по 12 часов в день, осуществляя до 17 сеансов. Про свободные места можно было забыть. При вместимости зала 300 человек нередко приходилось впускать на показ до 1000 зрителей. Киноаттракцион входил в обязательную программу пребывания в столице “дорогих” гостей, да и сам генсек любил посещать свое детище.
— В мою смену он приходил три или четыре раза, — говорит старейший работник кинопанорамы киномеханик Людмила Ванюкова. — Сеансы для первого секретаря требовали особого внимания от киномехаников. У нас была специальная копия, “правительственная”, отличающаяся высочайшим качеством печати.
К сожалению, сейчас уже не все так радостно. Кинопанорама оказалась забыта не только зрителями, но и властями. Отсутствие должного финансирования поставило уникальный кинозал на грань закрытия.
— В день мы показываем на всех сеансах только одну картину, — говорит главный инженер кинопанорамы Наталья Ващекина. — Это связано с тем, что перед трансляцией мы вынуждены проверять все пленки фильма для 11 проекторов. Многим картинам уже по 30—40 лет, и новее они, увы, не становятся. Скоро на пленках склеек и разрывов станет больше, чем неповрежденных кусков. Работать так очень трудно, и чем дальше — тем хуже. Можно было бы скопировать фильмы со старых носителей на новые, но средств на это не выделяют.
Аппаратная больше напоминает музей старой кинотехники. По кругу стоят древние кинопроекторы. Лампы для них давно уже не производятся, но у кинотеатра остался собственный запас. Вдоль стен стоят старые ламповые усилители. В зале используется 9-канальный звук. По меркам 50-х годов, когда все создавалось, это было просто революционной технологией.
Пленки после каждой трансляции сотрудникам кинотеатра приходится перематывать вручную. Так, по очереди, на этом перемоточном агрегате приходится готовить к показу все 11 пленок для каждого из киноаппаратов.
Управление показом осуществляется прямо из зрительного зала. Для этого там установлен специальный пульт. В самом начале трансляции киномеханик дополнительно настраивает все проекторы — “горизонталь” немного сбивается во время перезарядки бабин.
Репертуар кинотеатра не менялся уже много лет. Новых фильмов для кинопанорамы не снимается. Существует множество сложностей с раскруткой круглого кинотеатра. Здание нуждается в ремонте, необходима замена оборудования.
Существует еще одна сложность, уже не материального, а творческого характера. Съемка лент для кинопанорамы требует определенного режиссерского и операторского мастерства.
— Мы могли бы подготовить оператора специально для съемок фильмов для кинопанорамы, — рассказал “МК” доцент операторского факультета ВГИК Дмитрий Масуренков, — на это ушло бы примерно три месяца. Проблема в том, что сейчас никто не хочет снимать подобные фильмы.
Мы обратились за комментарием к заведующему лабораторией стереокинематографа научно-исследовательского кинофотоинститута Сергею Рожкову.
— К сожалению, круговая кинопанорама на данный момент представляет больше исторический интерес, — говорит он, — дело в том, что она устарела морально и физически. Оборудования для съемки не осталось. Западные аналоги делаются на 9 камер, а не на 11, как у нас. Да и экраны можно сделать получше. На данный момент проще сделать все заново, нежели подстраиваться под старые стандарты.
Несмотря на объективную анахроничность фильмов кинопанорамы, смотрятся они до сих пор с удовольствием. Когда мы были в кинотеатре, там шел фильм “В дорогу, в дорогу…” — путешествие по СССР. На экране показаны разнообразные места, куда активно ездят туристы. С момента съемки прошло уже 40 лет.
Смотришь, и ностальгия берет за душу. Столько изменилось с тех пор. Долина гейзеров на Дальнем Востоке уже совсем не та после схода селя. Абхазия с ее курортными достопримечательностями еще не разрушена войной. Таллин — просто еще один красивый город одной большой страны, куда можно поехать в любой момент. На Калининском проспекте стоят не дорогие иномарки, а “Победы” и “Запорожцы”. Круговой обзор позволяет использовать разные художественные ходы. Например, поместить камеру посередине хоровода. Люди ходят вокруг тебя, чтобы следить за одним человеком, приходится кружиться вслед за ним.
Фильмы идут недолго, 20 минут. Да и смотреть их долго — тяжело. Несмотря на то что в зале есть лавки, большая часть зрителей во время сеанса стоит, чтобы проще было поворачиваться. Недовольных среди случайных посетителей нет. Картины, как ни крути, сняты профессионально и интересно. Но тех, кто может оценить их по достоинству, становится все меньше и меньше.
Если вы знаете интересные и подзабытые старые места Москвы пишите по адресу: adamovich@mk.ru