“МК”: Почему порядок оплаты проезда на пригородных поездах сначала был изменен, а потом все снова было возвращено на старые рельсы?
Начальник отдела организации пассажирских перевозок департамента пассажирских сообщений ОАО “Российские железные дороги” Геннадий ГРИШИН:
— Тарифы устанавливает субъект РФ, железная дорога только готовит предложения.
Начальник отдела по обслуживанию пассажиров пригородной дирекции Московской железной дороги Андрей ШЕЛЕНКОВ:
— Надо сказать, что мы выходили на правительства Москвы и области с обычным, ежегодным повышением тарифов. Подорожание билетов для жителей ближнего Подмосковья примерно в три раза обусловлено именно постановлениями властей. МЖД действовала в соответствии с этими документами, сами мы ничего не придумывали. Кстати, и не были готовы к изменению порядка оплаты.
“МК”: Почему вообще была введена новая схема, предусматривающая своего рода дополнительную плату за пересечение границы столицы и области?
Гришин:
— Как я уже сказал, новая схема была отражена в постановлении субъектов. Вместе с тем хочется отметить один момент. Например, как показал анализ перевозок на Казанском направлении, 35% (или 9 млн.) пассажиров покупают разовые билеты только на первую зону Москвы. Это люди, которые берут билет, чтобы пройти через турникет. В то время как в реальности они едут намного дальше. Да и огромные очереди в 200—300 метров в часы пик около касс на выход образуются отнюдь не случайно.
“МК”: Что же ожидает пассажиров начиная с 6 февраля?
Гришин:
— В ноль часов с пятого на шестое формирование тарифов будет происходить по аналогии с прошлым годом. Это произойдет не 15-го числа, а досрочно, так как мы пересмотрели свои технические возможности. При этом рост тарифов к прошлому году по Москве составит 18,2%, по Московской области — 17,9%. Стоимость билета в пределах одной тарифной зоны составит 16,5 руб. за поездку, проезд по московской зоне (вне зависимости от дальности поездки) будет стоить 26 руб.
Шеленков:
— Исчезнет кратное подорожание для жителей ближайшего Подмосковья, которое и вызвало резонанс. А вот те, кто ездил в центр Москвы из дальних зон области, только проиграют: они опять будут вынуждены оплачивать проезд двух-трех зон, что значительно превышает те же 26 руб.
“МК”: Могут ли пассажиры, ездившие по повышенным и ныне отмененным тарифам, рассчитывать на возврат денег? Например, Общество защиты прав потребителей предлагает вам две недели возить пассажиров бесплатно, ведь не все сохранили билеты и смогут судиться.
Гришин:
— Бесплатный проезд мы точно не можем ввести, а в целом по возврату денег решения пока нет. Сейчас возможные варианты рассматриваются. Однако таких прецедентов, чтобы возвращали деньги пассажирам, не было.
Шеленков:
— Пригородные билеты возврату не подлежат. Исключение — если перерыв в движении поездов составил более часа. Абонементный проездной возвращается при болезни, смене работы, уходе в армию, но не просто по желанию пассажира. А так как МЖД продавала билеты согласно постановлению властей Москвы и области и ничего не нарушала, оснований для возмещения пока не видно. Как вы знаете, Общество защиты прав потребителей подало на нас в суд (иск мы пока не видели). Если суд примет решение не в нашу пользу, будем возвращать. Однако тут возникает вопрос: а те, кто в результате отмененных изменений ездил дешевле, они нам вернут деньги? Тут ведь палка о двух концах.