8 декабря 2009 года “МК” опубликовал материал “Рогам не пожелаешь” — о проблемах с движением наземного пассажирского транспорта в Москве. А дальше произошло то, чего мы никак не ожидали. Вместо того чтобы попытаться как-то решить проблемы, “Мосгортранс” попытался уволить водителя троллейбуса №63 Михаила Гольдштейна, который консультировал нас при подготовке статьи. Только за то, что он (о, ужас!) общался с журналистами самой популярной газеты Москвы без ведома мосгортрансовской пресс-службы. 70-летний Михаил Яковлевич пришел в редакцию — просить защиты.
Речь в материале шла о том, что троллейбусы порядком отстают от расписания; о том, что сотрудники ГИБДД игнорируют просьбы водителей общественного транспорта “разрулить” затор; о том, что служба движения “Мосгортранса” вместо оперативной регулировки движения строчит рапорты на водителей о “нарушениях трудовой дисциплины” и т.д.
Спору нет — бороться с пробками в Москве очень сложно. И мы ни в коем случае не обвиняли в заторах ни “Мосгортранс”, ни его руководство, ни водителей. А просто описали ситуацию на конкретном маршруте с рекомендациями опытнейшего водителя, к которым, безусловно, стоит прислушаться.
После этого руководство “Мосгортранса” выпустило два приказа. Первый — “о дисциплинарном взыскании” начальника отдела эксплуатации Калинина В.В., который “ослабил контроль за водителями и не проводит воспитательную работу”. Второй — “о несанкционированном интервью водителя филиала 7-го троллейбусного парка” с приказанием разработать до 1 февраля 2010 года регламент взаимодействия ГУП “Мосгортранс” со СМИ.
Самым “страшным” нарушением оказалось, что материал не был согласован с пресс-службой “Мосгортранса”. Оказывается, в транспортном ведомстве существует весьма странное внутреннее распоряжение от 2007 года, согласно которому сотрудники не имеют права сообщать любую информацию о деятельности “Мосгортранса” журналистам без ведома пресс-службы. Как рассказывает Гольдштейн, появилось это распоряжение после того, как один сотрудник “Мосгортранса” (начальник маршрута) рассказал репортерам невинную, казалось бы, историю: из двери трамвая на повороте выпал пассажир — к счастью, упал в сугроб, особенно не пострадал. Тогда начальник маршрута был наказан, и долгое время никто из сотрудников “Мосгортранса” не раскрывал рта перед журналистами.
И вот водитель Гольдштейн посмел поговорить с журналистами “МК”. На него сразу же началось давление. Прямых угроз в адрес Михаила Яковлевича, человека почтенного возраста и трудовых заслуг, конечно, не поступало. А зачем? “Выкурить” сотрудника можно более тонкими способами. Причем так, что ни один юрист не придерется. Обязанностей-то у работника много, а из прав — разве что водительские. Да и тех, как выяснилось, лишить несложно.
— Если бы в материале было хоть что-то искажающее действительность, тогда я понимаю. Но ведь все — правда! — говорит Михаил Яковлевич. — Я предлагал руководству “Мосгортранса”: давайте сядем вместе с вами и рассмотрим публикацию: что там неправильно? Мне сказали: нет. Зато за мной по указанию руководства парка начали неусыпно наблюдать контролеры. Но поскольку замечаний ко мне у них не было, пришлось выехать начальнице отдела. И она таки выискала грех!
Грех состоял в том, что, чуть отъехав от остановки, водитель Гольдштейн увидел бегущую женщину, притормозил, открыл ей дверь и продал талон. Этого хватило, чтобы начальница отдела контроля написала записку о продаже билета во время движения. Уже потом Гольдштейну сказали, что той начальнице велели без записки в парк не возвращаться.
Очередным ударом для водителя оказалось письмо от некой пассажирки, приехавшей в Москву на две недели. Та якобы сильно повредилась из-за того, что троллейбус дернулся. В письме было указано точное время происшедшего и бортовой номер троллейбуса, которым управлял Гольдштейн.
А тут и еще один случай подвернулся. Михаил Гольдштейн в декабре должен был пройти освидетельствование в поликлинике о годности к службе.
— После выхода материала в “МК” в нашу поликлинику поступило указание не выдавать мне справку о годности к работе, — утверждает Гольдштейн. — К счастью, зам. главного врача Эмилия Сергеевна Медведева оказалась порядочным человеком. И когда 24 декабря я пришел со справкой на работу, директор парка сделал круглые глаза: “Почему, — говорит, — тебе ее дали?!”.
Водитель Гольдштейн намерен бороться до победного конца. Он собирается обратиться в прокуратуру. Нет, не только из-за своего возможного увольнения, но и из-за общей ситуации в “Мосгортрансе”.
От редакции. Мэр Москвы Юрий Лужков всегда последовательно выступает в защиту свободы слова. Поэтому мы просим Юрия Михайловича вмешаться и защитить водителя-ветерана от его руководителей, которые гнобят человека только за то, что он всей душой болеет за свое дело и родной город.