Московский регион обладает колоссальным интеллектуальным потенциалом. В столице РФ и Подмосковье живет и трудится огромное количество талантливых и образованных людей. Порой они умудряются найти на рынке уникальную нишу, открыть с нуля свое небольшое, но очень нужное малое дело. Главное — удачная идея, вера в себя и трудолюбие.
Обычно для журналиста написание статьи начинается с задания руководства. Однако в данном случае дело обстоит по-другому. Все началось с велосипеда. Автор, большой поклонник велоспорта и приверженец активного образа жизни, захотел собрать себе новый велосипед.
А основа хорошего велосипеда — это хорошая рама. Хотелось, чтобы она была легкой, прочной, комфортной и быстрой одновременно. К сожалению, то, что можно купить в московских спортивных магазинах, обычно отвечает не более чем двум из этих требований одновременно.
Так мой выбор пал на велосипеды из аэрокосмического материала — титана. Как выяснилось, в России сейчас работают всего три компании, которые производят подобные изделия. Одна из них находится в московском регионе.
Побывав на ней, я не только стал обладателем отличного велосипеда, но и познакомился с блестящим примером успешного малого бизнеса, основанного на богатом интеллектуальном и технологическом капитале, оптимизме и правильном отношении к клиентам. Историю компании рассказал один из основателей компании Михаил Зиновьев.
Как все начиналось
История фирмы началась в 1994 году. Сам Михаил закончил Харьковский авиационный институт, а потом почти 20 лет проработал в авиационной промышленности (к моменту создания предприятия ему было 44 года). Основная его деятельность была связана с производством изделий из титана и соответствующими технологиями.
После распада Советского Союза для “оборонки” наступили тяжелые времена. Предприятия разваливались, квалифицированные кадры уходили. Тогда и возникла мысль использовать накопленный инженерный и человеческий потенциал в производстве гражданской продукции.
“В то время в Россию приезжало много западных гонщиков, которые искали титановые рамы для велосипедов. Всего несколько стран имеют качественные технологии производства изделий из титана. И одна шведская фирма предложила нам сделать образцы титановых велосипедных рам, — рассказывает Михаил. — Для нас это было абсолютно новое дело. Начали с нуля — с разработки документации, чертежей, технологии. По сравнению с авиационными изделиями велосипед выглядит проще, но есть масса своей специфики”.
В то время Михаил и его единомышленники еще работали на оборонном предприятии и параллельно пытались развивать собственное дело. Руководство предприятия в условиях безденежья с пониманием отнеслось к инициативе, и в течение первого года своего существования производство базировалось на мощностях завода.
Первые заказы
Первыми крупными заказчиками были американцы — известный велосипедный клуб. “Мы сразу окунулись в самое пекло конкуренции, — вспоминает Михаил. — США были тогда законодателями моды на горные велосипеды”. Связаться с первым заказчиком помогли существовавшие уже тогда посредники, которые активно искали в России производителей для западных заказчиков.
Первый заказ выявил все недостатки первоначальной схемы организации производства. Стала очевидной потребность в контроле над всеми этапами производства. Собственно, вся команда состояла из трех-четырех инженеров, которые разрабатывали проектную документацию. А производство осуществляли работники материнского завода, степень их ответственности за качество работы была не слишком велика.
“Мы пришли к выводу, что необходимо создать отдельный коллектив, который будет заниматься именно этим направлением”, — рассказывает глава компании. Поэтому пришлось найти отдельное помещение — в ветхом здании бывшей воинской части (площадью около 400 квадратных метров) — и начать собирать команду (в основном за счет специалистов, уходивших из “оборонки”). Параллельно появилось еще несколько западных заказов, которые позволили закупить оборудование и материалы, а также отремонтировать помещение.
Поскольку заказы выполнялись преимущественно на условиях предоплаты и вопрос оборотных средств стоял не слишком остро, молодой компании удалось избежать привлечения крупных заемных средств.
Запомнившийся всем кризис 1998 года компания прошла практически безболезненно — большая часть доходов приходила из-за границы в виде твердой валюты.
Западный диктат
Первое время приходилось действовать фактически под диктатом заграничных клиентов. “Западные заказчики нас сильно прижимали, чувствуя, что у нас нет опыта”, — говорит глава компании. Однако через некоторое время удалось встать на ноги — был накоплен опыт, получены западные сертификаты, подтверждающие высокое качество продукции завода. Это позволило фирме вести более самостоятельную игру.
Говоря об особенностях национального бизнеса в зарубежных странах, Михаил рассказывает, что британские партнеры запомнились своей чрезмерной неторопливостью в принятии и осуществлении решений. В то же время немцы отличаются пунктуальностью и оперативностью в бизнесе.
Время становления
К удовлетворению руководства бизнеса, в последние 3—4 года произошла географическая диверсификация заказов. Сейчас порядка 50% покупателей — клиенты из России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ. В отличие от Запада это преимущественно частные лица. “Приятней работать с такими заказчиками — проще договориться, да и язык общий”, — отмечает глава компании.
Сегодня заказывают не только велосипеды. Легкие и прочные (титан в два раза легче стали при сопоставимой прочности) титановые конструкции пользуются спросом у цирковых артистов.
Была также попытка начать производство палубного оборудования для яхт. К сожалению, из-за закрытия фирмы-партнера это начинание не получило должного развития.
“Белые и пушистые”
Вопреки распространенной в российских реалиях тенденции у компании не возникало особых проблем с контролирующими органами и местными властями. “Мы работаем на экспорт, поэтому приходится быть “белыми и пушистыми”, — объясняет Михаил.
Проблем с возвратом НДС от экспортной выручки также не возникало. Это обусловлено, в частности, относительно небольшими масштабами деятельности фирмы.
Хорошие конкуренты
Несмотря на то что Россия является (благодаря наследию советской “оборонки”) одним из лидеров в обработке и сварке титана, конкуренция в этой нише невелика. В начале 90-х велобизнесом в нашей стране пытались заниматься 6—7 фирм. Сейчас сохранилось всего три, включая наших героев.
При этом, как отмечает Михаил, за всю историю работы не возникало особых столкновений интересов российских титанщиков. Это объясняется тем, что у каждой компании свой особый круг клиентов, и они просто не пересекаются друг с другом.
Более опасным конкурентом являются китайские производители, однако пока отношение к ним на российском рынке достаточно настороженное. Американские же титановые фирмы находятся в совсем другой ценовой категории.
Настоящее и будущее
Что касается нынешнего кризиса, то он пока никак не сказался на деятельности компании. Директор спокоен: “Пока заказы есть, ситуация нормальная”. Рентабельность бизнеса хотя и несколько упала в последний год, тем не менее составляет порядка 15%.
“Наш коллектив — гордость фирмы, — считает глава компании. — У нас очень высококвалифицированные специалисты, особенно сварщики. Это люди, которые могут сварить не только прочно, но еще и красиво”. Поэтому главная текущая задача бизнеса — сохранить и пополнить коллектив хорошими кадрами. Сейчас в компании работают 18 человек.
Еще один приоритет — дальнейшая диверсификация крупных западных заказчиков, для того чтобы снизить зависимость компании в меняющихся рыночных условиях. Наконец, есть планы, пока еще отдаленные, по использованию нанотехнологий в производственном процессе.
Главной текущей проблемой бизнеса Михаил считает недостаток прогнозируемости ситуации. “Мечтаем о стабильности. Только в стабильных условиях можно строить далеко идущие планы”, — говорит он. Постоянный рост цен на сырье, топливо, услуги не позволяет делать долгосрочные прогнозы и планы развития. Тем не менее инженер-бизнесмен с оптимизмом смотрит в будущее: “И не такое переживали”.