Специальный корреспондент “МК” прошел по следам “народного мстителя”.
Аллергический шок
Село Александровское — самая глубинка Ставропольского края. Кругом степи, перерезанные балками и лесополосами, ручьи с минеральной водой.
Раньше четыре тысячи местных жителей работали на радиозаводе. Теперь все село выживает только благодаря подсобному хозяйству.
На рынке в период кризиса яйца меняют на стиральный порошок. За забитую утку можно выторговать войлочные сапоги на “резиновом ходу”.
Дважды, пока я толкаюсь у прилавков, мне предлагают купить “божью травку” — выпаренные листья конопли.
К обкуренным мужикам с красными воспаленными глазами здесь давно привыкли. Другое дело — “народный мститель”. В торговых рядах только и разговоров, что об Александре Таране. По данным следствия, мстя обществу за смерть своих детей, пасечник расправился с местным авторитетом, врачом и двумя милиционерами.
— Таран судил других, заранее приговорив себя, и это его право! — кричит тетка в молочном ряду. Ей тут же возражают:
— Ваш пасечник — беспредельщик! Не зная, кто убил его детей, мочил всех подряд!
— Таран неподсуден, потому что свихнулся на почве перенесенного горя, — подводит итог рубщик мяса:
— Пасечник уже прожил жизнь не зря. А умрем мы все. А после него, глядишь, в селе поубавится наркоты — он жизни детей спас, тех, которых на иглу не посадят!
…В местной районной больнице хорошо помнят, как в июне 1994 года в реанимацию доставили дочь Тарана — 20-летнюю Наталью. Врачи вынесли вердикт: отравление наркотическими средствами. Одна из медсестер узнала в девушке, находящейся без сознания, тихоню из параллельного класса. Наташа после школы с отличием закончила совхоз-техникум. Но угораздило ее влюбиться в непутевого парня, который баловался наркотиками. “Так любила, что готова была раствориться в своем кавалере, — рассказывает соседка семьи Таран, Татьяна. — Уж как мать ее плакала, на коленях дочку просила не встречаться с этим парнем, бывало, даже дома запирала ее на ключ, но Наташка выбиралась через окно и бежала на свидание. Родные от греха подальше решили отправить ее учиться в Ставрополь, в институт, уже деньги внесли за первое полугодие. И тут июньским вечером произошла трагедия”.
В реанимационном отделении Наталии сделали укол, который вызвал аллергический шок. В сознание девушка так и не пришла. Ее отца в это время не было в селе, он уехал в Минводы. Приезжает домой, а дочка уже в морге, ему говорят: заказывайте гроб.
— Вскрытие показало, что у девушки были отбиты почки, повреждена печень, — рассказывает гражданская жена Александра, Наталья Задорожная, работавшая в то время в больнице санитаркой. — В реанимации дежурил врач Коноплянкин. Все знали, что они с женой пьющие люди. Александр Таран подал на доктора в суд, но врача оправдали. А вскоре Коноплянкины уехали из села.
Сожителя Наталии Таран вскоре осудили, на долгие годы упрятали за решетку. Но легче от этого родителям девушки не стало.
— Родители убитой и раньше жили затворниками, а после смерти дочери перестали общаться не только с нами, но и между собой, — говорит сосед Борис. — Между ними будто кошка пробежала.
Надежда, работая секретарем, однажды обмолвилась коллегам: “Не могу дома находиться, кругом вещи дочери”.
Сослуживцы знали, что младший сын Таран — Вовка — родился недоразвитым, плохо учился. А дочкой Надежда гордилась. Девочка была хороша собой и очень прилежна. Принося цветы на могилу Наташи, Надежда Таран поняла: порвалась последняя ниточка, что связывала ее с мужем. Отметив годовщину смерти дочери, Надя оформила визу и уехала на заработки в Грецию. Родным сказала: “Обустроюсь на новом месте, пришлю вам вызов”. Прошел год, второй, но никаких бумаг родные так и не дождались. А вскоре просочилась информация, что у Надежды в Греции завелся ухажер. Не остался один и Александр, к нему в дом переехала жить пенсионерка Наталья Задорожная с крохотной внучкой на руках.
Дом, где жил пасечник Александр Таран, теперь может показать в Александровском каждый. На синих воротах мелом выведено: улица Макаренко, №79. За оградой крепкий каменный дом, все хозяйственные постройки выложены из красного кирпича, дорожки забетонированы.
— Хозяин строился основательно, говорил: “Чтоб и детям, и внукам на жизнь хватило”, — рассказывает сосед Тарана, Борис. — Дядя Саша был мастером на все руки. Знаем, что закончил в свое время с отличием сельскохозяйственный техникум. Работал зоотехником, а когда развалился колхоз, трудился кочегаром, потом стал ревизором.
Когда появилась возможность, как многие в селе, Александр Таран приобрел земельный пай, стал частным предпринимателем. На 8 гектарах выращивал подсолнухи и зерно, а также держал пасеку.
— Сына их Вовку на работу никуда не брали, у него не все в порядке было с головой, — продолжает рассказывать Борис. — С трудом закончив на “троечки” школу, он загремел в армию. Но прослужил только два месяца, был комиссован по состоянию здоровья. Как мог помогал отцу по хозяйству.
Но стоило парню выпить спиртного, как он становился неуправляемым. Соседи не раз видели, как Владимир, залив глаза, гонялся за отцом по огороду с топором. Но Александр все ему прощал, иной раз откровенничал с соседями: “Что я буду его наказывать, он и так Богом обиженный”.
Появившуюся в доме мачеху Владимир звал ласково — Теткой. Наталья Задорожная относилась к пасынку как к родному сыну: “Вовка, он был сама доброта. А какой отзывчивый! Сумки тяжелые мне носить не давал. С внучкой моей — Настенькой — много возился, научил ее ходить, а потом и ботиночки зашнуровывать”.
В октябре 2001-го ничто в семье не предвещало новой трагедии. В Александровском решили провести День села.
— Вова, собираясь в дом культуры на дискотеку, попросил погладить ему рубашку, шепнул: “Девушка назначила свидание”, — рассказывает Наталья Задорожная. — Полетел на танцплощадку как на крыльях, оказалось — навстречу своей гибели.
На дискотеке между разгоряченными спиртным парнями завязалась драка. В ход пошли кастеты и металлические трубы. Бордюр летней танцплощадки не выдержал. Несколько человек полетели с шестиметровой высоты вниз. Когда толпа рассеялась, на бетонном полу остался лежать Владимир Таран.
— Под Володей растеклась большая лужа крови. У него были переломаны ребра, вывернуто бедро, кастетом раздроблены нос и челюсть, — говорит мачеха Владимира.
Похоронили 25-летнего парня рядом с его сестрой — на старом кладбище.
— Раскрытием преступления занимался оперативник Антонец, — продолжает Наталья Задорожная. — Именно к нему мы приходили для проведения необходимых следственных действий.
По делу о драке на дискотеке был задержан племянник местного крупного предпринимателя Магомеда Эркенова — Ижаев, но потом подозреваемого отпустили за неимением улик. Александр Таран расценил это по-своему. Знакомому пасечнику он сказал: “У Эркенова денег куры не клюют, как пить дать, дал взятку и откупил племянника у милиции”.
Следствие ничего не выявило, дело закрыли. Александр Таран еще больше замкнулся, перестал бриться, отпустил бороду. Все больше времени он стал проводить в поле и на пасеке. Жители Александровского часто видели, как спускался седой пасечник с горы Голубинки с охапками цветов в руках, а потом допоздна сидел на могилах детей.
Вечерами, за чашкой чая, Александр спрашивал у гражданской жены: “Вову убили, а виновных нет. Где же справедливость?”
А вскоре Александровское потрясла серия жестоких убийств и покушений на жизнь сельчан.
1 января 2003 года в 0.15. В новогоднюю ночь по окнам дома №1 “а” по Комсомольскому переулку, где жил бизнесмен Магомед Эркенов с семьей, было произведено 5 выстрелов. Было возбуждено уголовное дело по ст. 213 (хулиганство), но виновных не нашли.
Через пять месяцев, 21 мая 2003 года в 23.15, убийца подкараулил предпринимателя Эркенова около калитки своего дома и выпустил по нему очередь из автомата.
5 сентября 2003 года в 22.10 через окно кухни неизвестный выстрелил в главного врача районной больницы Сергея Гресева. Одна из пуль попала медику в плечо. Жена Людмила, врач по профессии, вовремя обработала и перевязала рану. Но Гресев остался инвалидом.
Уголовный розыск так и не смог раскрыть убийство бизнесмена и покушение на врача. Эти преступления следователи вообще не связывали друг с другом.
20 октября 2003 года в 21.30 село потрясло новое кровавое известие. У своего дома был расстрелян старший оперуполномоченный 38-летний Олег Танчик. А спустя год, 21 июня 2004 года, у дома №5 по улице Звездной убийца подкараулил и выстрелил в спину из автомата начальнику криминальной милиции Александровского ОВД Владимиру Штану.
По факту дерзкого нападения на милиционеров был объявлен план “Вулкан–5”, но разыскные мероприятия результатов не дали.
Никому не пришло в голову сопоставить даты. Милиционеры были расстреляны в двадцатых числах июня и октября в то же время, когда погибли дочь и сын Тарана.
Прошло полтора года, и в Александровском снова раздались автоматные очереди.
27 ноября 2005 года неизвестный совершил покушение на командира взвода ДПС батальона ГИБДД Андрея Радченко. Глава семьи получил ранение, его беременная жена и трехлетний сын лишь чудом не пострадали.
В тот поздний вечер Радченко вряд ли вспомнил, как на майские праздники задержал на трассе Александра Тарана.
Наряд ДПС заподозрил, что водитель находится за рулем в нетрезвом состоянии. Таран наотрез отказывался проходить медицинское освидетельствование и был отстранен от управления машиной. Его старенькую “Волгу” отогнали на штрафстоянку.
— Я тогда на самом деле была пьяная, — признается Наталья Задорожная. — А Саша выпил накануне вечером только самую малость. Гаишники же вцепились в него, как клещи. Он к ним потом ездил несколько недель, они все время придирались: то доверенность у него закончилась, то страховка не так оформлена. Александр не выдержал, набросился на госавтоинспекторов с кулаками.
Тогда все увидели, какой “тихий” пасечник может быть в гневе. Стражи порядка накатали заявление. От мирового судьи судебного участка №1 Александровского района пасечник получил 120 часов обязательных работ по статье 319 за оскорбление представителей власти.
А в мае 2007 года Александр Таран снова попал под раздачу. За незаконное хранение оружия и боеприпасов по статье 222 районный суд дал ему год условно с испытательным сроком один год.
— Да то ж Вова шастал на гору Голубинку, где проходили стрельбища, оттуда и притащил ради баловства патроны, — объясняет гражданская жена Тарана, Наталья. — А тут случись рейд. Вовка тогда уже лежал на кладбище, за патроны ответил отец.
Тюрьма не грозила пасечнику Тарану. До тех пор, пока безработный житель села Инкин не нашел в лесополосе, собирая грибы, завернутый в старый халат и пакет автомат. Баллистическая экспертиза установила, что из этого оружия — АКМ 237378 1975 года выпуска калибра 7,62 мм — были застрелены некоторые жертвы.
На автомат была надета самодельная насадка-глушитель. Милиционеры обошли все ремонтные мастерские, и один из слесарей вспомнил, что странную трубку заказывал у него пасечник Таран, сообщив, что насадка нужна ему для газовой горелки — греть ульи.
Оперативники нагрянули к Александру Тарану с обыском. В одном из ульев был найден газовый пистолет, переделанный под боевой.
— Оружие подбросили, — считает Наталья Задорожная. — Милиция буквально перевернула дома и участки всех наших знакомых. Взяли кровь и волосы на анализ не только у меня, но и у всех моих родственников.
И не зря. Знакомый Тарана, у которого он покупал селезней, когда к нему явились опера, добровольно выдал второй автомат, который пасечник оставил у него на хранении. Следствие считает, что из этого оружия ФФ 2000 1961 года выпуска были убиты предприниматель Магомед Эркенов и ранен главврач Сергей Гресев.
В краевом суде начались слушания уголовного дела в отношении 57-летнего Александра Тарана. По желанию подсудимого они будут проходить с участием коллегии присяжных заседателей.
“Мужчине предъявлены обвинения в убийствах, покушении на убийство, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и незаконном хранении и ношении огнестрельного оружия”, — говорит старший помощник руководителя СУ СКП РФ по Ставропольскому краю Екатерина Данилова.
Материалы дела составили 35 томов.
На слушаниях Эдуард Дауров — друг убитого начальника криминальной милиции Владимира Штана — вспомнил, что за некоторое время до убийства видел в руках Тарана два глушителя от автомата. Пасечник заявил, что “готов поубивать врачей и ментов”.
Во время заседания выяснилось, что свидетель Инкин, нашедший в лесу автомат, умер.
Главной уликой следствия был человеческий волос, который нашли на автомате. Ранее сообщалось, что он принадлежит Александру Тарану. Сейчас же доподлинно известно, что экспертиза результатов не дала.
Не торопятся записывать пасечника в “ворошиловские стрелки” и многие из жителей Александровского.
Негласно нам признавались, что с лихих 90-х годов у многих сельчан в подполье хранится достаточно оружия. От села до Чечни — 200 километров. Бедовых людей по степи и сейчас ходит немало, а дома и близких надо защищать.
Что касается убитого Магомеда Эркенова, по признаниям местных жителей, у него было достаточно врагов. Бывший чабан, стремительно разбогатевший на продаже шерсти овец и торговле сукном, был как бельмо на глазу у конкурентов по бизнесу. Поговаривают в селе, что в свое время боевики требовали у него внести деньги “на войну”, но он отказался платить “оброк”, мог и за это поплатиться.
По почерку видно, что преступник действовал профессионально. Например, предварительно вывел из строя камеры наблюдения у дома да и стрелял прицельно.
— Магомед Эркенов — карачаевец, среди которых распространена кровная месть, — рассуждает старейший житель села Аджи-лад. — Если его близкие не мстили Тарану, значит, знали, что не пасечник убил Магомеда.
Мать убитого старшего оперуполномоченного Олега Танчика уверена, что Тарана хотят сделать козлом отпущения.
— Олег занимался экономическими преступлениями. Собрал компромат на больших чиновников района. Вскрыл всю черную бухгалтерию, где фигурировала неучтенная земля. В понедельник он должен был ехать в Ставрополь с отчетом, а в воскресенье его убили, — говорит Людмила Алексеевна. — Жесткий диск с его компьютера, где хранились все данные, исчез.
Пока же все обвинения в свой адрес Александр Таран не признает. Пасечник согласился дать показания суду лишь после того, как будут исследованы доказательства стороны обвинения и опрошены свидетели и потерпевшие.
Но уже сейчас ясно, что доказать суду присяжных вину Александра Тарана будет непросто.