Власть и творческая интеллигенция не смогли договориться о судьбе здания на Крымском Валу, которое делят Третьяковская галерея и Центральный Дом художника. Публичные слушания прошли на повышенных тонах и лишь по счастливой случайности не закончились потасовкой. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин и префект ЦАО Алексей Александров тщетно пытались перекричать толпу, скандировавшую “позор!” и “сносу нет!”. Собравшиеся требовали оставить культурный оазис в покое, а новые музеи, гостиницы и другие нужные городу объекты строить на свободных площадках.
Перед публичными слушаниями на Крымском Валу появились снеговики с порочащими честь и достоинство чиновников лозунгами. Снежные человечки от имени художников обвиняли отцов города в воровстве, мздоимстве, потворстве интересам бизнеса и прочих грехах. Оскорбительные плакаты успели засветло изъять стражи порядка, а спустя несколько часов им пришлось защищать стеклянные двери Третьяковской галереи от натиска желающих прорваться внутрь. “Всем места не хватит, помещение рассчитано на 250—300 человек, остальные смогут посмотреть трансляцию слушаний на улице”, — уговаривала опоздавших милиция.
В фойе музея действительно яблоку было негде упасть. Лучшие места в самодельном партере занимали арендаторы ЦДХ — именно они, как потом выяснилось, являются наиболее яростными противниками сноса существующего здания и строительства, как предлагает Москомархитектура, нового музейного комплекса вдоль Садового кольца.
Художники подошли к акции со знанием протестного дела: на слушания были приглашены профессиональные клакеры, которые принимались топать ногами и громко кричать “долой!” и “позор!”, как только до микрофона добирался кто-либо из сочувствующих проекту столичных властей.
В поддержку чиновников однозначно высказался лишь представитель Конфедерации Союза художников, которой принадлежит ЦДХ. Директор соседней Третьяковки Валентин Родионов ранее сообщил, что очень хочет переехать в новое здание, но предложенный проектировщиками проект ему не нравится: “Ставить Третьяковскую галерею в одну линию со зданием инвестора — это, извините, получается супермаркет”. Кроме того, Третьяковка хочет получить не менее 55 тыс. кв. м выставочных площадей, а проектировщики включают в этот объем подземные парковки.
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин попытался объяснить собравшимся, что представленный на публичные слушания проект не является истиной в последней инстанции. Его еще предстоит обсуждать и согласовывать не только в мэрии, но и в федеральных структурах. Кроме того, надо найти инвестора, который согласится сначала выполнить требования двух музеев, а потом построить что-то для себя. “Лично у меня вообще нет желания сносить это здание”, — устав перекрикивать интеллигенцию, признался Кузьмин. На вопрос из зала, чем предлагается заменить ЦДХ, глава Москомархитектуры сообщил, что это может быть гостиница или дополнительные выставочные помещения. Поскольку жилье, офисы и торговые центры здесь возводить нельзя. Кузьмин скептически отнесся к попыткам родственников 94-летнего архитектора Николая Сукояна, спроектировавшего нынешний музейный комплекс, поставить его на госохрану как объект культурного наследия. “Здание сдали в эксплуатацию в 1984 году. Положенные по закону 40 лет еще не прошли”, — напомнил он.
Противников Москомархитектуры поддержали депутаты-“яблочники” из Мосгордумы — Сергей Митрохин и Евгений Бунимович. Последний высказал по сути правильную, но на деле совершенно утопическую мысль о том, что свою национальную галерею Россия могла бы построить за счет бюджета, а не инвестора. Под конец многочасовой перепалки участники слушаний потребовали от чиновников запротоколировать их категорическое несогласие с представленным проектом, а лучше — вообще снять вопрос о сносе ЦДХ и Третьяковки с повестки дня. “Иначе мы придем и ляжем костьми под бульдозер”, — пригрозили они.