Рынок вещественных доказательств

Кто мешает снести “Черкизон”?

“Светлое” пятнышко на темном кризисном фоне — хоть что-то у нас устойчиво работает. Недавно премьер-министр сказал, что “каналы как работали, так и работают до сих пор”. Правда, это он не о Волгобалте и Волгодоне, а о каналах, по которым идет в страну контрабанда. Сразу после заявления Владимира Путина телевизионщики выпустили в эфир серию передач о Черкизовском рынке. Вывод был удивительно прост: чтобы покончить с контрабандой, надо закрыть этот рынок.

Мысль правильная. Однако еще покойный генерал Лебедь спрашивал: “Ну повесим Чубайса, а дальше что?” Так, похоже, и с Черкизовским рынком. Можно подумать, что для контрабандистов на нем свет клином сошелся…

Правительство Москвы на протяжении последних лет ведет постоянное наступление на неорганизованные рынки. И ведет его весьма успешно. Барахолок в столице все меньше, а все больше современных торговых центров и магазинов. В них людям удобнее делать покупки, а государство получает весомый доход от налогов и пошлин. Но и у магазинов есть свои критики. Они говорят, что на рынках товары и продукты дешевле.

Утверждение формально верное, но только на первый взгляд. Это раньше контрабандист продавал свой товар тихо и дешево. Сегодня он делает это громко, с подобающей рекламой, да еще почти что по той же самой цене, что и у законопослушного соседа. Поэтому наступление Москвы на барахолки — не только стремление к получению налоговых поступлений в бюджет города, но и забота об интересах жителей. К сожалению, в Черкизове это наступление напоролось на глубоко эшелонированную оборону, которую пока не удалось взломать.

Основная причина, из-за которой столичные власти не могут “победить” Черкизовский рынок, состоит в том, что он на 80% располагается на федеральной земле. Эта земля была отдана государством в бессрочное пользование Государственному университету физической культуры и спорта. Вуз заключил договоры с торговыми фирмами на аренду земли и получал от этого доход, причем через государственное казначейство.  

Власти Москвы не раз пытались прикрыть эту лавочку. Но суды неизменно выносили один и тот же вердикт: хотя университет и не имеет права сдавать государственную землю в аренду, тем не менее он имеет право получать доходы от сдачи в аренду госимущества. Вот такая правовая коллизия.
На части территории рынка, которая принадлежит городу (20%), столичным властям в последние два года удалось добиться некоторых успехов в деле сноса рыночных строений и расчистки территории. Было демонтировано 9 объектов общей площадью в 14 тысяч кв. м.  

Но и здесь нашла коса на камень. Например, распоряжение префекта ВАО от 23 марта 2009 года о сносе торговых рядов “АСТ-Транссервис” (5,3 тысячи кв. м) до сих пор не выполнено. Произошло это из-за того, что строения опечатаны сотрудниками Федеральной таможенной службы — на складах лежит обнаруженная контрабанда. И это снова маленькая, но победа рынков — хоть товары и под арестом, но строения-то целы и невредимы.

Премьер-министр был абсолютно прав, когда возмутился тем, что опасные для жизни товары стоимостью 2 миллиарда долларов лежат на рынке без движения, а таможня не реагирует. Мало того, что контрафактные вещи могут все-таки оказаться где-нибудь на прилавках, так они еще и рынок мешают сносить.  

Следствие может тянуться долго, так же долго прокуратура может искать хозяев контрафакта, а целый рынок вещдоков будет “украшать” собой город и дальше. В полном соответствии с процессуальной практикой правоохранительных органов нашей страны. А там, глядишь, федеральное правительство отвлечется на какую-нибудь другую горячую тему, и жизнь на Черкизовском рынке вновь потечет своим чередом...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру