Рынок отъемного жилья

“МК” узнал подробности громких дел о бандах “черных риелторов”

Счет убитых, пропавших, неожиданно умерших странной смертью одиноких москвичей идет на тысячи. И все потому, что за их квартирами ведется охота. Это целый бизнес, в который вовлечены бандиты, агентства недвижимости, “оборотни в погонах”, органы регистрации. Бешеный спрос на московскую жилплощадь рождает кровавое предложение.

Сотрудники ГУ МВД по ЦФО обезвредили в Москве еще три банды “черных риелторов”. Своих жертв бандиты угоняли в рабство, выселяли на верную смерть в заброшенные деревни или просто убивали. Как, например, бывшего клавишника “Машины времени” Александра Зайцева… Но сначала о других, совсем уже неизвестных жертвах.

Ростовский пленник

Коренной москвич Петр Андреевич Сергеев жил по московским меркам у черта на куличках — на улице Ивантеевской, в доме с окнами на МКАД. Но в Москве нет такой квартиры, которую “черные риелторы” забраковали бы по причине непрестижности. Главное — чтобы хозяин был одинокий и слабый. А Сергеев как раз таким и был. Из-за ДЦП у него плохо работала одна нога, он почти не выходил из дома и, на свою беду, любил выпить. Снимавший по соседству квартиру Руслан Мукаев таких клиентов вычислял на раз.

Сергеев рассказывал сестрам, что подружился с молодым чеченцем, работающим на телевидении. Руслан приносил ему продукты, поменял входную дверь, подарил телевизор. Частенько они засиживались допоздна, иногда Руслан даже оставался ночевать. Постепенно гость убедил хозяина приватизировать квартиру. Сергееву лишь однажды пришлось выйти из дома: Мукаев отвез его к нотариусу, где он подписал доверенность на имя сотрудницы агентства недвижимости Сайдашевой.

После того как квартира была приватизирована, в том же самом агентстве ее и продали. Причем подпись Сергеева на договоре купли-продажи просто подделали, обошлись без него и при регистрации договора в Регпалате. Оставалось только куда-нибудь спровадить бывшего горе-хозяина.

Однажды Руслан пришел к Сергееву с двумя своими друзьями. Посидели, выпили. Гости предложили продолжить на природе — под шашлычок где-нибудь в Подмосковье. Сергеева посадили в машину, дали чего-то выпить… Следующие полтора года своей жизни Петр Андреевич провел в поселке Грушевка Ростовской области, в услужении у дяди Мукаева — Саламбека.

— Держали в сарае без света и тепла, — рассказывал потом Сергеев следователям. — Саламбек и его сын Магомет периодически меня били, угрожали убить. Сарай на ночь запирали, двор охраняла овчарка-кавказец. Кормили мало, только чтобы я кое-как держался на ногах. Заставляли выполнять мелкую работу: рубить дрова, разжигать печку. Если я отказывался, не давали еду и били.

Освободили Сергеева в марте прошлого года. Благодаря тому, что Мукаев погорел на одной из своих следующих афер.

…Николай Ноздрин был для “черного риелтора” куда более ценной “дичью”, чем Сергеев. Поскольку занимал две комнаты в коммуналке в центре, и эти квадратные метры стоили почти в 10 раз больше, чем “однушка” на Ивантеевской. Осаду Ноздрина Мукаев вел точно так же: поил водкой и убеждал поменять жилье на меньшее с доплатой — чтобы рассчитаться с долгами по квартплате. Наконец Ноздрин дрогнул и согласился. Его перевезли в однокомнатную квартиру на улице Партизанской, но документов на нее, а тем более денег новосел так и не получил. В редкие минуты трезвости Ноздрин грозил Мукаеву разорвать сделку. Тогда тот решил избавиться от бузотера.

Ноздрина вывезли в Орел и, напоив там до беспамятства, сдали в платную психбольницу. Видимо, конечной целью “лечения” было превращение пьяницы в тихого психа, не помнящего, кто он и откуда. К счастью для себя, Ноздрин ухитрился сообщить о своем местопребывании сожительнице, и его вовремя освободили милиционеры.

Сейчас суд над Мукаевым в самом разгаре. Вместе с ним на скамье подсудимых его сообщники, участвовавшие в похищении людей. Но среди обвиняемых нет ни сотрудников риелторских фирм, оформлявших мутные сделки, ни тех, кто эти сделки регистрировал. Да и судят Мукаева всего лишь по двум эпизодам, хотя в агентство недвижимости он приносил десятки адресов, и по многим из них операции наверняка были проведены. Вот только потерпевших нет — они либо сгинули, либо смирились со своей участью и в милицию не жалуются. А нет потерпевших — нет и расследования.

На тот свет с доплатой

— Когда мы отыскали 80-летнюю гражданку Перепечину в городишке Лакинске Владимирской области, она никак не могла поверить, что стала жертвой мошенничества, — рассказывает оперуполномоченный ГУ МВД по ЦФО. — Все повторяла: “Он же обещал найти квартиру и дать денег”. Такое впечатление, что Тарнавчик зомбировал своих жертв, как Кашпировский.

Олег Тарнавчик приехал в Москву с Украины. Риелторские университеты проходил, устроившись в агентство недвижимости. Там же познакомился со своим сообщником Шпаковым и наработал “клиентскую базу”. В нее входили пожилые москвичи, которые обращались в фирму, чтобы поменять свои квартиры на более дешевые — выгадать деньжат на старость.

У Перепечиной и ее мужа, ветерана войны, было целых две квартиры. Тарнавчик, производивший впечатление задумчивого интеллигентного человека, втерся к старикам в доверие. Для размена квартир ему нужна была лишь пара их подписей. Дальше бандиты действовали по отработанной схеме: Тарнавчик по доверенности “продавал” квартиры Шпакову, а тот — уже реальному покупателю за реальные деньги.

Пока шли сделки, муж Перепечиной умер. Саму старушку аферисты “временно” переселили в халупу без удобств в Лакинске. Ей объяснили: нужно время, чтобы подобрать хорошую квартирку в зеленом районе. Так бы и ждала бабуля до сих пор, если бы не ее дочь. Та вернулась в Москву из мест лишения свободы и обнаружила, что в родительских квартирах хозяйничают посторонние люди, а самих стариков простыл и след. Женщина обратилась в милицию, только тогда вскрылись художества Шпакова и Тарнавчика.

Шпакова осудили в прошлом году на 11 лет. А Тарнавчику удалось скрыться. Его задержали только весной этого года.

— Наши оперативники установили 4 эпизода преступной деятельности Тарнавчика, — говорит сотрудница ГУ МВД по ЦФО Анжела Кастуева. — Но мы подозреваем, что обманутых им пенсионеров гораздо больше. Если кто-то из пострадавших узнает его по фотографии в газете, просим позвонить нам: 608-73-64.

Квартира за 100 баксов

За убийством бывшего клавишника “Машины времени” Александра Зайцева тоже стоят “черные риелторы”.

— Потянули нынешнего владельца зайцевской квартиры — гражданина Иванова, — рассказывает один из оперативников. — Оказалось, что он приобрел ее за 100 долларов. Продажей квартиры занималась фирма “Жилстройинвест”, специализировавшаяся как раз на таких вот полукриминальных операциях. Иванов был человеком-прокладкой этой фирмы. Хозяином квартиры ему предстояло побыть пару месяцев, пока не подыщут реального покупателя. Но случилось непредвиденное — владелец Жилстройинвеста г-н Черник погиб.

В 2007-м это была громкая история, о которой каждый день рассказывали в теленовостях. В Китае пропала группа российских туристов, сплавлявшихся по горной реке. Их долго искали спасатели МЧС. Некоторых удалось-таки обнаружить живыми, а одним из погибших и был Черник.

Квартиру Зайцева “принесли” в фирму Черника азербайджанцы Гаджиев и Байрамов. Для них Зайцев был не знаменитым в прошлом музыкантом, а одним из сильно пьющих москвичей, к тому же одиноким. И обрабатывали они его по обычной схеме: поили водкой и убеждали поменять квартиру на домик в Подмосковье.

Получив наконец согласие Зайцева, Гаджиев с Байрамовым отправились к Чернику. Тот дал деньги на покупку дома для Зайцева. Дом-развалюху они купили в поселке Мужитино Калужской области. Причем оформили его на любовницу Гаджиева, 18-летнюю местную девчонку. В ее обязанности входило постоянно поить Зайцева водкой, чтобы он вообще не трезвел. А Чернику азербайджанцы показали поддельное свидетельство, в котором собственником значился Зайцев. Черник проявлял, видимо, некоторую щепетильность в делах. Кстати, расплачивался он со своими посредниками поэтапно. Гаджиев с Байрамовым уже предвкушали “комиссионные” за очередную добытую квартиру, как вдруг оказалось, что на жилплощадь Зайцева наложен арест.

— В Мужитине, где держали экс-“машиниста”, — восстанавливает хронологию событий сотрудник ГУ МВД по ЦФО, — Зайцев угодил в больницу. К тому времени он уже был выписан из Москвы, а прописан нигде не был. Врачи сообщили о поступившем бомжике участковому. Тот пришел, и Зайцев ему все рассказал: как его поили до беспамятства, как заставляли подписывать бумаги на квартиру.

Участковый позвонил сестре музыканта в Москву, посоветовал забрать брата. Сестра пошла в милицию и написала заявление о похищении человека. На основании этой бумаги на сделки с квартирой Зайцева и был наложен запрет. Но за братом она так и не поехала. Александра через некоторое время выписали из больницы, и он снова попал в руки азербайджанцев.

Об одном из мучителей Зайцева — Гаджиеве — следует сказать особо.

Лет 10 назад он приехал торговать арбузами. Потом у него была своя палатка в Печатниках. Но очень скоро Гаджиев понял, что торговать в Москве лучше не арбузами и пивом, а квартирами. В 2002 году он предложил своей продавщице-москвичке за деньги вступить с ним в фиктивный брак. Мотивировал это тем, что хочет получить российское гражданство. Продавщица согласилась: развелась с мужем и расписалась с Гаджиевым. У нее, кстати, была своя квартира.

Муж продавщицы, у которого тоже была своя квартира, соответственно женился на жене Гаджиева, тоже фиктивно. А вот умер он спустя некоторое время вполне натурально. По официальной версии, из-за отравления алкоголем. Фиктивная жена, уже получившая гражданство РФ, начала было оформлять на себя квартиру почившего фиктивного супруга. Но тогда у нее ничего не получилось: оказалось, что у “мужа” есть сын, сидевший в то время в тюрьме.

Продавщица затеяла бракоразводный процесс с Гаджиевым. Но довести его до конца не успела: умерла от острой сердечной недостаточности. Вышедший из тюрьмы сын тоже вскоре насмерть отравился алкоголем. Обе квартиры были проданы через разных лиц. Доказать причастность Гаджиева к эпидемии смертей, выкосившей всю семью, по словам сыщиков, было невозможно.

Примерно в то же самое время, в 2003-м, Гаджиев попадал в поле зрения правоохранителей еще по одному делу — сотрудника милиции Супруненко. Милиционер бесследно исчез сразу после того, как продал свою квартиру… Причастность Гаджиева доказать снова не удалось.

Риелторы в погонах

Чтобы снять арест с квартиры Зайцева, Гаджиев и Байрамов стали искать выходы на руководство милиции ЮАО. Их знакомая Лебедина пообещала сделать это за 10 тысяч долларов. Азербайджанцы пошли к Чернику и взяли с него 20 тысяч (половину жулики решили оставить себе).

Лебедина контачила с начальником криминальной милиции Бирюлева Западного Андреевым, который не раз помогал ей снимать запреты с “нехороших квартир”. Андреев запросил за свои услуги 15 тысяч. Лебедина вместо денег написала на своего делового партнера заявление в управление собственной безопасности. Андреева взяли с поличным при передаче денег.

Запрет же на сделки с квартирой Зайцева сняли… сами сотрудники УСБ ЮАО! Хотя, казалось бы, не имели на это никакого права.

Но самое возмутительное в этой истории вот что. Пока шла вся эта возня вокруг квартиры, поисками самого Зайцева никто не занимался! Заявление его сестры пересылали из ОВД Тропарева, по месту жительства сестры, в ОВД Чертанова, по месту жительства брата и обратно. А ведь в то время, в августе 2007 года, Зайцев был еще жив, его еще можно было спасти.

Впрочем, жить ему оставалось недолго.

Из Калужской области Зайцева перевезли в Ивановскую, в город Юрьевец. Там в заброшенном частном доме без света и газа обитал еще один такой же выселенный из Москвы алкоголик. Он и убил Зайцева. Сыщики полагают, что этого человека специально держали, чтобы он выполнял такую работу… А еще один азербайджанец, уже местный, закопал тело в овраге на берегу Волги.

…Оперативники говорят, что “вели” Гаджиева и Байрамова по другим делам. Последнего задержали в Регистрационной палате с поддельным паспортом. На первом же допросе он стал рассказывать, рассказал и о квартире Зайцева. Всю вину Байрамов валил на Гаджиева. Через некоторое время взяли и того. В Юрьевце арестовали убийцу Зайцева, нашли тело музыканта…

Достаточно редкий случай — преступление, спланированное “черными риелторами”, полностью раскрыто. Хорошая работа сыщиков. Вот только общаясь с ними, видишь: большой радости опера не испытывают. Ведь отъем квартир у одиноких москвичей был поставлен бандитами на поток, их аферы сопровождались множеством странных смертей… А вменить удастся лишь несколько эпизодов мошенничества. Значит, после небольшой отсидки хищники снова выйдут на охоту.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру