Как спасти от смерти от 17 до 30 млн. россиян, а заодно добиться экономии 1,7 трлн. руб. в год, придумали в Общественной палате (ОП). Для этого страна должна будет зажить по новым алкоправилам. Все киоски, торгующие горячительным, исчезнут. В магазине перестанут продавать “зелье” утром, ночью и по выходным. Но это только первый этап — на втором вернется госмонополия на продажу алкоголя. Как уверяют авторы, президент кое-какие предложения одобряет.
ОП насчитала 5 млн. алкоголиков в стране и около полумиллиона преждевременных смертей от злоупотребления зельем. “Каждая четвертая смерть в стране прямо или косвенно связана с алкоголем, — ошеломляют авторы доклада. — Это около 30% смертности среди мужчин и 15% среди женщин”. Алкоголь потребляют 80% детей и подростков! Столько же процентов убийц нетрезвы во время совершения преступления.
Чтобы быть более убедительными в глазах чиновников, ОП перевела “алкоголиков в деньги”. Подсчитали все — начиная от ущерба от пожаров, которые происходят по вине пьяных, до потерь из-за снижения производительности труда. Получилась цифра 1,7 трлн. руб. — таковы экономические потери от “проспиртованных” россиян.
Кроме того, в ОП разработали три сценария развития страны — алкогольный, инерционный и антиалкогольный. Первый, конечно, самый ужасный: берет верх алкогольное лобби с его проектами “народной водки”, снижаются акцизы (“алконалоги”). В результате население страны к 2050 году сокращается до 80 млн. человек. В инерционном сценарии алкополитика не меняется, и в России остается 93 млн. человек. И самый благоприятный — антиалкогольный — сценарий сохраняет жизни 17 млн. россиян (по сравнению с инерционным сценарием) и 30 млн. (по сравнению с алкогольным). Чтобы это случилось, надо прислушаться к ОП и принять предлагаемые ею меры.
— “Водка — дорогое удовольствие”. В 90-м году на среднюю зарплату можно было купить 10 литров водки, а теперь — раз в десять больше. ОП, конечно, не предлагает бороться с высокими зарплатами — надо подогреть цену алкоголя. “Акцизы должны расти темпами, опережающими инфляцию, — говорит один из авторов — кандидат исторических наук Дарья Халтурина. — И президент эту меру поддерживает!” Особенно подорожают крепкие напитки — они будут в 10 раз дороже слабоалкогольных (за тот же объем). Авторы уверены, что население будет выбирать не суррогат, а коктейли, вино и пиво.
— “Пока найдешь — пить расхочется”. Останется не более одной продающей алкоголь точки на пять тысяч человек (сейчас, например, в Подмосковье одна на 400). Киоски так и вообще потеряют право торговать спиртным — даже пивом.
— “Утром, ночью и в выходные — сухой закон”. В это время будет действовать полный запрет на продажу алкоголя. Утро — это до 11 часов. “Догнаться, похмелиться, — такой возможности надо лишать!” — приговорил россиян зампред Комиссии ОП по социальной и демографической политике Евгений Юрьев.
— “Парфюм — только с распылителем”. Как парфюмы, так и медсредства со спиртом будут продаваться только в герметичной упаковке с распылителем. Пьяницам будет сложно впрыскивать горячительное себе в рот, считают в ОП. Понятие “спиртовая настойка” станет эфемерным — не более 15%!
— Госмонополия. Она вернется поэтапно — начнут с села. Алкоголь можно будет покупать только в немногочисленных госмагазинах (ну, еще в барах).
Комментарий участника алкорынка. Андрей Пронин — владелец нескольких торговых точек, специализирующихся на алкоголе.
— Всего этого, конечно, не примут, потому что власти не захотят будить в населении зверя — и так кризис. К тому же на создание сети госмагазинов понадобятся миллиарды — вряд ли в бюджете найдутся лишние деньги. И народ не обрадуется — возродятся километровые очереди. Такая идея раньше не проходила (ее предлагал спикер Госдумы) — не пройдет и сейчас. А рост акцизов, который якобы поддерживает президент, приведет к массовой продаже суррогата: надо сказать, его и сейчас можно купить в магазинах. И в три раза дешевле.