Изначально основным объяснениям того, почему была убита оператор и ранен режиссер, стала версия о замене холостых патронов боевыми. Учитывая, что в США крайне либеральное законодательство относительно владения оружием, этот вариант, казалось бы, представлялся правдоподобным. Только вот он не объяснял, а с чего, собственно, боевой ствол оказался в реквизите вместо холостого. Подобный сценарий развития событий был бы возможен, если бы кто-то «точил зуб» на участников съемочной команды, иными словами — по злому умыслу. Но эта версия фактически отброшена: ни о каких серьезных конфликтах среди непосредственных фигурантов съемок информации не поступало. Хотя некоторые СМИ и сообщили о том, что часть группы уволилась не так давно — якобы из-за нарушений техники безопасности, — личных конфронтаций на площадке не было: одной из основных причин ухода части персонала названо несоблюдение противовирусных мер. С оружием тоже были проблемы, но совсем обратного характера. Пару раз пистолеты дали осечку и не «выстрелили» в нужный момент. Кроме того, уволившиеся люди были недовольны условиями проживания и оплатой работы. Однако трудно представить, что эти претензии могли быть обращены к оператору и даже режиссеру: за подобные вопросы отвечают продюсеры, которых обычно на съемочной площадке и не видно.
После этого появился более правдоподобный вариант развития событий: оператор и режиссер пострадали от осколков заглушки холостого патрона. Заглушка нужна для придания реалистичности выстрелу, но и она требует мер предосторожности: расстояние между стрелком и «живой мишенью» должно составлять не менее 20 метров. Конечно, кинематограф знает примеры и более тесных контактов стреляющего и его жертвы, но в таких случаях эффект достигается за счет монтажа или просто выведения сцены выстрела за кадр. То есть в любом случае, условно говоря, в сцене с выстрелом в упор в голову никто не станет по-настоящему стрелять даже холостым патроном – это просто должным образом смонтируют, добавив звуковых эффектов.
Что касается случая с Болдуином, то, по одной из версий, он не соблюдал необходимую дистанцию, это и привело к трагедии.
Родственники Хатчинс и Соусы уже потребовали, чтобы суд детально разобрался в обстоятельствах трагедии и наказал виновных. На этом фоне специалисты высказали несколько новых трактовок произошедшего. Так, в частности, многие отмечают, что, безотносительно других факторов, Болдуин в принципе не имел права направлять оружие на живого человека. Тем более – на участника съемочной группы. Все кинематографические выстрелы «в лицо» зрителю – это тоже элемент дополнительной работы монтажеров, то есть актер непосредственно в оператора или камеру может целиться, но ни в коем случае не стрелять (даже с безопасного расстояния).
Еще одной версией произошедшего стала та, что озвучил сам Джоэл Соуса, по-прежнему находящийся в больнице. По его словам, актер наставил пистолет на оператора даже не во время съемок, а на репетиции, когда вместе с Хатчинс и режиссером выбирал нужный ракурс для дубля: при изначальной установке аппаратуры в кадре появлялась нежеланная тень. При этом режиссера нельзя обинить в предвзятости. Он сам отмечает, что обычно Болдуин был крайне осторожен с оружием, не подпускал к нему детей и всех тех, кому в силу специфики работы не надо было иметь с опасным рекивзитом дела. Однако на сей раз актер совершил ошибку, якобы вынув пистолет не той рукой и по неосторожности нажав на спусковой крючок. Вслед за сообщением Соусы последовала и более радикальная теория, основанная на данных анонимных источников: якобы Болдуин даже вовсе и не репетировал сцену, а просто «играл» с оружием в перерыве, сидя на крыльце церкви, отстроенной для съемок, и пытаясь не «по-ковбойски» вытащить пистолет из кобуры левой, а не правой рукой. Однако такой вариант противоречит словам режиссера «Ржавчины», который все же говорит именно об инциденте во время репетиции дубля, а не обеда.
Как бы то ни было, если Болдуин действительно наставил пистолет на живых людей без соблюдения достаточной дистанции, то это грозит ему реальными проблемами. Убийство, которое пока вписывается в рамки «непредумышленного по неосторожности», может перейти в разряд просто «непредумышленного», а разница между этими категориями существенна. Если по первой можно обойтись штрафом или обязательными работами, то вторая подразумевает уже реальный тюремный срок. Не говоря уже о репутационных потерях. А учитывая прошлое актера, которого уличали и в злоупотреблении спиртным, и в сексуальных домогательствах, он вполне может оказаться на скамье подсудимых. Полиция пока не спешит в выводами, продолжая детальные опросы свидетелей трагедии. Обвинения Болдуину до сих пор не предъявлены.
В пользу актера могут сыграть косвенные факторы, как, например, обнародованная CNN информация о том, что один из помощников Соусы Дэйв Холлс, ответственный за реквизит, два года назад был уволен со съемок из-за «самопроизвольного выстрела» пистолета. Тогда, к счастью, никто не пострадал, а специалист в итоге вернулся в профессию.