В сентябре я собралась на отдых в Грецию, и тут-то встал вопрос: статус переболевшей нужно подтвердить документом на английском языке, с указанием номера загранпаспорта. Это делается через «Госуслуги». Сунулась на портал (которым, признаюсь, пользуюсь редко) и обнаружила: никакой информации о перенесенном мною коронавирусе там нет. И вообще «Госуслуги» не знают номера моего полиса ОМС. Попробовала ввести его вручную – получила ответ: «Не найден в базе ФОМС». Нормальный действующий полис, с помощью которого я неоднократно вызывала врача и совершала всяческие медицинские манипуляции. И который прекрасно знает городской портал MOS.RU – в личном кабинете там данные есть, а вот на «Госуслугах» нет.
Написала в службу техподдержки портала – есть там теоретически удобная опция: «обратная связь». Даже рубрику нашла идеально подходящую: «Переболели, а сертификата на госуслугах нет». Все чин чином: опишите проблему, приложите соответствующие документы. На здоровье. Через пять минут получаю сообщение: обращение «принято в работу» Минздравом. На следующее утро радостная весть: «ваше обращение рассмотрено». Молодцы, оперативно! После прочтения ответа радость гаснет: составлял его явно робот и начинался он словами: «Если вы переболели, не обращаясь к врачу…».
Рядом кнопка с заботливым вопросом: «Вы удовлетворены рассмотрением обращения?» Издеваются? Решительно жму на «нет». Отправить повторное обращение? Да, черт возьми! Всё повторяется: опишите, приложите, принято в работу, рассмотрено… и снова: «Если вы переболели, не обращаясь к врачу…». Что ж, пишу в третий раз: теперь, правда, уж не стесняюсь в выражениях, описывающих ситуацию.
Под конец даже робот запутался: мне прислали инструкцию, как получить сертификат о вакцинации. Бросила надежды на письменное общение, начала дозваниваться на «горячую линию». Там отвечал живой человек – но, увы, опять попка-дурак.
– Если вы переболели неофициально…
Хорошо, снова пересказываем всю историю: болела официально, на MOS.RU информация об этом есть, QR-код получила без проблем, а вот «Госуслуги» даже моего полиса ОМС не знают… Чувствую себя героиней старого анекдота про советский дефицит: «Уже и унитаз приносили, и задницу показывали, но туалетной бумаги в продаже так и нет».
- Паспорт не меняли?
- Нет.
- Фамилию не меняли?
- Нет.
- Полис нового образца?
- Да.
- Московский?
- Да.
- Обратитесь в страховую компанию.
Хорошо, звоню дальше. В страховой сотрудник подтверждает то, что я и без него знала: всё в порядке, полис действующий… проблема не у них, обращайтесь снова на «Госуслуги». Пожалуйста! Там меня ждет новая инструкция: «Обратитесь в поликлинику, где болели».
– Если вы переболели неофициально… – завела старую песнь администратор поликлиники.
– Я переболела официально, обращалась именно в вашу поликлинику, в медицинской карте все сведения об этом есть, – продолжала настаивать я с милой и приветливой улыбкой людоедки. – И на «Госуслугах» мне сообщили, что именно вы должны были передать сведения об этом на портал.
– Ну что мы можем сделать?! – чуть не плакала заведующая филиалом, к которой меня отправили. – У вас в медкарте действительно всё указано: вот, ПЦР от 16 апреля положительный, от 2 мая отрицательный, всё есть… И на MOS.RU всё есть? И QR-код получали? Мы не виноваты, что у них какой-то сбой. Вы сегодня уже пятая с такой проблемой. Ну хотите, я вам выписку из карты дам?
Да, хочу. Но звоню на «горячую линию» ещё раз:
– Мы провели проверку: в федеральном реестре нет сведений о вашей болезни. И на портале они из ниоткуда не появятся. Если в поликлинике вам не помогают, звоните на «горячую линию» Минздрава.
Хорошо, звоню. Ответ был лаконичным:
– А при чем здесь мы? Мы занимаемся оказанием медицинской помощи населению, а не госуслугами. По вашей проблеме если куда и звонить, то в Минцифры.
…туда я уже не дозвонилась: до отъезда оставались считанные дни, и надо было быстро что-то решать. И признавать: битву с бюрократией я проиграла.
– Забей, я ничего не оформляла, пообедать можно и на улице, там тепло. Правда, мы в музеи не ходили, – отговаривала меня подруга (документ в Греции нужен для ресторанов и музеев). Ну, поскольку к всевозможной античной археологии и византийским мозаикам я более чем неравнодушна, вариант не оформлять никакие документы и, соответственно, не заходить в музеи не рассматривался: всё же Греция – это не только тёплое море и осьминоги на гриле, это ещё и колыбель цивилизации…
…в общем, плюнула и признала, что битву с бюрократией я проиграла. Отнесла свою выписку из медкарты и пару тысяч рублей в бюро переводов – и получила нотариально заверенный документ на английском языке. С ним и улетела.
Потом не единожды похвалила себя за это решение – потому что на воротах каждого музея висит объявление с предупреждением: либо вакцинация, либо статус переболевшего, либо ПЦР не старше 72 часов. Переведённую на английский справку кассиры внимательно рассматривали, сверяли с данными в загранпаспорте, затем кивали и пропускали. И каждый раз, оказываясь в очередном зале с черепками и монетками, я очень радовалась своей предусмотрительности. Иначе пришлось бы каждые три дня бегать по Греции в поисках лаборатории, готовой за 15-20 евро поковыряться у меня в носу…
Когда Греция осталась позади, а под крылом самолёта уже маячили огни Шереметьевского аэродрома, встал следующий вопрос: а родному государству как доказывать, что я не верблюд?.. Напомним: в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, граждане РФ «которые не вакцинированы и не переболели новой коронавирусной инфекцией в последние 6 месяцев, обязаны в течение 3 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР», – такие инструкции даны на официальном сайте Роспотребнадзора и в памятке, которую выдают всем приезжающим в аэропорту. Там ж уточняется: «при наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР не требуется». Однако и представители высшей касты – привитые и переболевшие – должны загрузить на портал «Госуслуг» документы, подтверждающие своё медицинское алиби.
Отлично, и как это сделать?.. В соответствующей форме «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» – выпадает три кнопки: вакцинирован, переболел, ПЦР. Вот только для меня активна была только одна: ПЦР. Это вполне вписывается в сценарий предыдущих серий – естественно, если «Госуслуги» не знают, что я переболела ковидом, с чего бы им предлагать мне иной вариант?..
Конечно, можно было бы сделать морду кирпичом и прикрепить справку о перенесённом заболевании вместо результатов ПЦР – мол, если даёте мне только одну дырку, ею и буду пользоваться! Вот только это, если формально, – фальсификация данных, а за такие вещи в законодательстве соответствующая статья предусмотрена…
Взялась снова штурмовать «горячую линию»: потому что прогибаться под изменчивый мир ещё раз и тратить лишние 2000 рублей на заведомо ненужный ПЦР не было уж никакого желания – ну хватит уже, ей-богу! И платить штраф, грозящий, если анкету не загрузить вообще, хотелось еще меньше. Вот только «Госуслуги» снова безмолвствовали: нет, отвечали мне вежливые мальчики и девочки, мы вас по-человечески понимаем, но это не наша зона ответственности – за прибывшими в РФ следит Роспотребнадзор, вот туда и обращайтесь…
Начался долгий и нудный дозвон в Роспотребнадзор: в федеральный, затем в московский. Только по одному из телефонов трубку взяла адекватная женщина, которая понятно проинструктировала: где именно у них на сайте форма обратной связи, как заполнить обращение и что там написать… Сказано – сделано.
– Дарья Никитична? – прорвалось из трубки через несколько дней. Утвердительно промычала что-то в ответ, и голос продолжил: – Дашенька, это насчёт вашего запроса…
Признаться, сначала я решила, что это кто-то из дружественных пресс-служб на какой-то из моих журналистских запросов отвечает, просто я забыла этого хорошего человека: иначе почему бы я вдруг стала для него «Дашенькой»?.. Но нет – оказалось, это был такой ласковый ответ на официальное обращение гражданина РФ в Роспотребнадзор.
Главное, что я поняла из сбивчивой речи очень уютной, судя по голосу, пожилой женщины: моя проблема – не их зона ответственности, и ничем помочь они не могут. Мои претензии нужно было направить на «Госуслуги» (да-да, спасибо, туда я уже звонила!) или…
– Вам нужен департамент, ну вот этот, департамент технико… технического… чего-то…
– ДИТ? (департамент информационных технологий города Москвы, – прим. «МК»)
– Вот видите, вы лучше меня всё знаете! – обрадовано выдохнула собеседница. – Обращайтесь туда, а лучше прививайтесь поскорее и не болейте больше этой гадостью! А если будут к вам претензии, не волнуйтесь: у вас же есть QR-код и справка, вот их в суде и покажете.
Да я и не волнуюсь: просто с лёгким любопытством жду – настигнет ли меня штраф в соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ: «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» – в размере от 15 до 40 тысяч рублей? Оспорить-то я его оспорю – тут добрая тётя права, все справки на руках, данные на MOS.RU есть. Просто интересно: проблемка-то, кажется, системная.