Изображения еды в соцсетях – одна из самых распространенных и популярных тем. Но публикация в Интернете снимков вкусностей перед тем, как съесть эту еду, может испортить вашу фигуру, предупреждает Daily Mail.
Исследования показывают, что посетителям ресторанов и кафе, которые фотографируют свою еду, требуется больше времени, чтобы почувствовать себя сытыми, и у них появляется больше шансов захотеть дополнительную порцию.
Ежегодно в социальных сетях публикуются миллиарды фотографий смартфонов любителями еды, которые хотят поделиться своим опытом с другими. Согласно опросам, почти 70 процентов «миллениалов» – тех, кто родился в восьмидесятых и девяностых годах – регулярно делятся изображениями еды в Интернете, прежде чем ее съесть.
Предыдущие исследования показывали, что в этой практике имеются некоторые преимущества. Одно исследование, например, пришло к выводу, что фотографирование блюда для выкладывания в Интернет улучшает вкус еды, потому что съемка заставляет мозг больше концентрироваться на запахе и вкусе.
Но есть и другие мнения на сей счет: в некоторых ресторанах даже запрещают фотографировать блюда на столе, потому что это может беспокоить других клиентов, а еда тем временем остывает.
А новое исследование указывает на риск набрать лишний вес из-за фотографирования еды. Ученые из Южного университета Джорджии в США набрали 145 студентов и разделили их на две группы. Обеим группам дали тарелки сырных крекеров, но половине велели остановиться и сначала сделать снимок.
Сразу после еды добровольцев попросили оценить, насколько они им понравились и хотят ли они еще. Результаты, опубликованные в журнале Appetite, показали, что те, кто фотографировал крекеры, получали более высокие баллы с точки зрения удовольствия и желания получить печенье еще.
По словам исследователей, фотографирование меняет способ восприятия пищи мозгом и усиливает тягу к большему количеству калорий. Они утверждают: «Воспоминания о еде и запись потребления могут повлиять на то, сколько мы едим. Наши результаты показывают, что фотографирование приводит к желанию получить больше еды после ее употребления».
Эффект оказался наиболее заметен у добровольцев, которым давали меньшие порции – шесть крекеров вместо 12. Исследователи предупредили: «Те, кто хочет есть меньшие порции, особенно соблазнительных продуктов, потребление которые они хотят сократить, должны избегать фотографирования того, что они едят».
О проблеме фотографий еды в соцсетях писало не так давно издание Chicago Sun-Times, упомянув, что еда и Интернет идут рука об руку. Мы живем в эпоху, когда «сначала ест телефон», то есть сначала фотографируем нашу еду перед тем, как мы начнем откусывать первый кусок, а хэштег #foodporn набрал более 267 миллионов сообщений в Instagram.
Жительница Атланты Хейс, имеющая 1,1 млн подписчиков в TikTok, известна тем, что готовит для своей семьи яркие и креативные блюда, и публикует короткие обучающие видео, которые помогают зрителям придумать собственные идеи еды.
«Пищевое порно», как обычно называют этот феномен, может стать вирусным не потому, что мы хотим знать, как приготовить еду, а потому, что мы просто хотим ее съесть, пишет Chicago Sun-Times.
«Это приятно. Приятно смотреть на изображения еды, – говорит Рэйчел Херц, преподаватель Университета Брауна и Бостонского колледжа, автор книги «Почему вы едите то, что едите», в которой исследуется множество сенсорных, психологических и социальных факторов, влияющих на наш опыт приема пищи. – Это делает нас мгновенно «счастливыми», потому что буквально оказывает неврологический эффект, вызывая ощущение награды и удовольствия».
По словам Рэйчел Херц, простой просмотр фотографий или видео с едой вызывает такую же активацию дофамина и других химических веществ в нашем мозгу, как и личный взгляд непосредственно на еду. И не случайно это явление окрестили «пищевым порно». Пристрастие к восхитительно выглядящей пище обусловлено нашей биологией, в частности областью мозга, называемой прилежащим ядром, вовлеченной в удовольствие и вознаграждение.
«Еда - одно из двух величайших удовольствий жизни, второе – секс», – говорит эксперт. Наш мозг сообщает нам, что смотреть на еду приятно, поэтому мы продолжаем искать больше изображений, которые, как мы знаем, могут помочь.
«В конце концов, то, что нас объединяет, – это еда, – говорит блогер Хейс. – Интернет открыл нам глаза на разные виды продуктов, которые мы обычно не едим или не умеем готовить. Эти создатели контента делают его таким доступным».