Иммунитет к коронавирусу держится год за счет «микрозаражений»: киевский эксперимент

Врачи наблюдали группу пациентов: антитела у них росли «волнами»

С начала пандемии прошло уже больше года, однако до сих пор на вопрос, сколько длится иммунитет после перенесенного коронавируса, нет. Нет ясности, какой уровень антител считается защитным; ученые до конца не определились, прививаться ли переболевшим. Однако обнадеживающие данные появляются. Так, группа ученых из Киева опубликовала данные исследования, свидетельствующие о том, что иммунитет после болезни у переболевших сохраняется больше года.

Врачи наблюдали группу пациентов: антитела у них росли  «волнами»

Киевские исследователи Е. И. Дубровский и Б. В. Донской опубликовали предварительные результаты исследования «Динамика уровня специфического иммуноглобулина класса G к COVID-19 после выздоровления» в журнале «Врачебное дело». Целью работы было понять, как долго сохраняется иммунитет у перенесших новую инфекцию. Защищает ли нас иммунная система от повторных заражений? На днях завершился уже четвертый этап исследования, которое длится год. Его данные еще не опубликованы официально, но ученые поделились ими в соцсетях. 

После COVID-19 вырабатывается гуморальный (те самые антитела, которыми сегодня все меряются) и клеточный (анализы на него сдать можно, но далеко не везде и очень дорого) иммунитет. Клеточный считается более важным, поскольку именно Т-клетки дают организму команду вырабатывать защитные антитела после новой встречи с вирусом. Если есть антитела, значит, есть и клеточный иммунитет. Если антител нет — клеточный иммунитет все равно может быть. Вот почему многие переболевшие люди, у которых уже даже не выявляют антитела, при контакте с заболевшими практически не заболевают.

Изначально в группу киевских ученых попали 67 пациентов разных возрастов, болеющих COVID-19 в разной степени тяжести: тяжелые, реанимационные, средние, легкие, бессимптомные. Антитела класса G после заболевания появились у 82% участников исследования. Их титр нарастал примерно к сороковому дню, а потом на протяжении 150 дней практически не менялся.

К четвертому этапу в группе остались 42 пациента: в течение года они сдавали кровь на антитела. «В течение 8 месяцев у 80% пациентов антитела не исчезали. У некоторых плавно снижались, у половины держались на высоком стабильном уровне. Но у 20% упали ниже порогового. Это снижение наблюдалось в периоде между 150 и 240 днями после болезни, - рассказывает один из авторов исследования, врач-инфекционист Евгений Дубровский. - Но, когда мы получили результаты на 360 день, данные оказались очень удивительными.

У 80% пациентов антитела никуда не делись. И более того, даже у тех, у кого они упали до порогового уровня, антитела снова поднялись! Таким образом, на 360 день имеем такие данные: из 42 человек 92,8 % (39) имеют антитела, 7,2% – нет. Только вдуматься – 92,8 %, и уже прошел целый год!»

Результаты работы исследователи показали иммунологам и инфекционистам. «Тот факт, что антитела снова выросли, никого не удивил. Это нормальная естественная реакция иммунной системы при повторных контактах с больными людьми. Одним словом, если встретился снова COVID-19 на слизистых – иммунная система быстро среагировала, увеличивая количество антител (и, естественно, Т-клеток) для защиты от повторных заражений. Значит, они контактировали с больными - и иммунитет активизировался для защиты», - продолжает доктор.

Исследуемые также сдавали кровь на так называемые нейтрализующие антитела к S-белку (именно они считаются защищающими от нового заражения). Титры антител к S-белку тоже оказался очень высоким, и их уровень находился в прямой зависимости от стандартных антител. Любопытно, что тяжесть заболевания и возраст пациентов на уровень антител не влияли.

Украинские ученые пришли к важным выводам: после заболевания человек получает длительную, полноценную и качественную защиту от повторных заражений. На данный момент можно утверждать, что иммунитет длится не менее 1 года. Исследование решено продлить (на пятом этапе ученые проверят, сохранятся ли антитела через 450, а на шестом — через 540 дней после заболевания).

«Наша иммунная система прекрасно справляется с COVID-19. Ни циркуляция новых штаммов, ни контакт с больными не смогли пробить иммунную защиту. Повторные случаи единичны, являются исключением из правил и связаны с особенностями иммунитета конкретных людей. Коллективный иммунитет хорошо формируется. Если количество иммунизированных достигнет 70-80%, риск заразиться для еще не болевших будет ничтожно малым», - считает доктор Дубровский.

Переболевшие врачи московских стационаров, которые сдают кровь на антитела каждые две недели, также рассказывают, что даже через год после болезни у них есть антитела — они то падают, то снова растут. «У меня год назад после болезни уровень антител G был 155, сейчас — 129. Моя жена работает отнюдь не в красной зоне, она психиатр и ведет ежедневный прием — и у нее тоже больше года держатся антитела», - рассказывает врач врач из Москвы Олег Волков.   

Пациенты в группах переболевших в соцсетях тоже нередко делятся такими историями. «6 месяцев с момента заражения. Антитела G только растут. Были 270, стали 520», - удивляется Анастасия. «Такая же история: были 240, стали 820», - подтверждает Илья. «Это нормальная реакция иммунной системы при повторных контактах с больными людьми, - подтверждает иммунолог Николай Охлопков. - То есть, вы контактировали с больными и ваш иммунитет активизировался для защиты».

Тем не менее, среди молекулярных биологов сформировалось устойчивое мнение, что и переболевшие должны вакцинироваться. В многочисленных группах вакцинированных в соцсетях уже есть немало людей, которые сделали себе вакцины по 3 и 4 раза, в стремлении нарастить антитела до потолка. Хотя пока никто в мире не смог доказать, какой уровень антител является защитным.

Как считает ученый-блогер Дмитрий Прусс, иммунитет намного длительнее начального высокого уровня антител. После некоторых ОРВИ клетки памяти обнаруживаются и через десять лет. Однако если клетки памяти не обнаруживаются в крови, это не значит, что их нет: например, их нашли в лимфоузлах волонтеров, согласившихся на болезненную биопсию лимфоузлов. Исследование у волонтёров костного мозга, на днях опубликованное в журнале Nature, показало, что около 1 из 1000 клеток иммунной памяти в костном мозге привязаны к SARS-CoV-2 и медленно вырабатывают антитела к COVID-19, даже когда они «спят» в ожидании новой атаки, до 11 месяцев после первоначальной встречи с вирусом. 

Авторы публикации в течение 11 месяцев наблюдали за 77 пациентами, перенесшими COVID-19 в легкой форме: примерно через четыре месяца антитела у них снизились, а потом выросли опять, и к двенадцатому месяцу после болезни обнаруживались. 19 из наблюдаемых согласились сдать образцы через 7-8 месяцев, а потом и через 11 месяцев после заболевания.  Эти образцы сравнили с образцами костного мозга 11 не болевших  COVID-19 людей. Ни у одного из не болевших специфических защитных клеток не оказалось, в отличие от 15 из 19 переболевших.

Выздоровевшие люди имеют значительно более низкий риск реинфекции, делают вывод авторы работы в Nature: «В целом мы показали, что даже легкая инфекция SARS-CoV-2 вызывает надежный антиген-специфический, долгоживущий гуморальный иммунный ответ у людей». «Это значит, что у иммунитета есть длительная «рука».  Но не значит, что все мы отлично защищены, или что выжившие защищены от всех штаммов, или что защита будет длиться вечно. Иммунный ответ у всех разный», - считает Прусс.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28547 от 28 мая 2021

Заголовок в газете: Переболел — и год свободен

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру