Пандемия, с которой в 2020 году столкнулся весь мир, показала, что цифровизация – непременное условие современного и качественного образования. Конечно, дистанционное обучение, с которым всем нам пришлось познакомиться во время карантина, – мера вынужденная и временная. Однако в наш век высоких технологий эффективное и качественное очное обучение невозможно без современных технологий и новых цифровых сервисов.
Важно понимать, что внедрение цифровой образовательной среды не имеет никакого отношения к переходу на удаленное обучение. Традиционный очный формат всегда будет считаться основным для российской системы образования. Без традиционной школы наша страна просто не сможет быть по-настоящему конкурентоспособной и войти в десятку государств с наиболее качественным образованием. А именно эту цель и ставит перед собой правительство страны. Цель ЦОС – сделать очное обучение более качественным и адаптировать его к требованиям современного общества.
«Современные методы помогут повысить интерес школьников к знаниям и эффективность обучения. Для оборудования классов будем постепенно оснащать школы компьютерами, проекторами, камерами, электронными досками. Мы планируем собрать на платформе «Моя школа» оптимальные для обучения и развития детей учебные материалы, чтобы всем участникам учебного процесса было удобно пользоваться ими. Весь контент в цифровой образовательной среде будет соответствовать федеральному образовательному стандарту. Внедрение ЦОС никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для российской системы образования», – рассказал министр просвещения Сергей Кравцов.
За цифрой – будущее
В последние годы цифровизация стремительно затрагивает практически все сферы нашей деятельности. Современные школьники уже не представляют себе жизни без гаджетов, а профессий, которые так или иначе не связаны с работой на компьютере, остается все меньше. Таким образом, цифровизация российского образования становится неотъемлемым условием для подготовки высококлассных и востребованных специалистов, которая начинается со школьной скамьи.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» был разработан еще до пандемии. Проблемы, с которыми весь мир столкнулся во время коронавируса, лишь подтвердили актуальность цифровизации системы образования в современных реалиях. Внедрением ЦОС будут заниматься Минпросвещения, Минцифры и органы власти субъектов РФ. Основные принципы новой образовательной среды – безопасность и приоритет российских цифровых технологий.
По сути ЦОС – это всероссийская информационная система, посредством которой в учебных заведениях появится электронная образовательная среда. Новая платформа объединит в одном цифровом пространстве учителей, учеников, родителей и администрацию школ. А новые технологии будут способствовать более качественному обучению школьников на традиционных уроках. Кроме того, благодаря ЦОС учителя смогут более эффективно повышать свою квалификацию, а у учебных заведений появится новая цифровая инфраструктура.
Цифровая образовательная среда базируется на трех китах:
- безопасные и эффективные образовательные ресурсы;
- средства информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты) и другое информационно-коммуникационное оборудование;
- педагогические технологии, обеспечивающие обучение в современной информационно-образовательной среде.
Внедрение ЦОС поможет школьникам под руководством педагогов лучше ориентироваться в цифровом пространстве и расширит возможности для интерактивного получения знаний. При этом новая образовательная среда ни в коей мере не заменит живое общение ученика с учителем, а лишь расширит и дополнит его.
На первом этапе до 31 декабря 2022 года внедрение ЦОС пройдет в качестве эксперимента в 14 регионах страны: Алтайском и Пермском крае, Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях и Ямало-Ненецком автономном округе.
Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии должны охватить уже 25% общеобразовательных организаций в 75 регионах страны и стать доступны как минимум для 500 тысяч школьников. Кроме того, через 4 года все школы в городах будут обеспечены Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, а в сельской местности – не менее 50 Мб/с. Также в стране заработает сеть центров цифрового образования, охватывающая в год не менее 136 тысяч детей. В общей сложности на реализацию проекта планируется выделить из федерального бюджета 79,8 млрд рублей.
– Цель ЦОС – оснастить все учебные заведения современной техникой и связью, обеспечить учеников даже удаленных уголков нашей страны качественными учебными материалами, – поясняет замминистра просвещения Виктор Басюк. Элементы ЦОС будут использоваться при традиционной форме обучения, это интерактивные доски, электронные дневники, видеоматериалы, которые учителя показывают на уроках. Кроме того, благодаря ЦОС в будущем ученики, которые длительное время не имеют возможности посещать школу, например, из-за перелома ноги, смогут виртуально присутствовать на уроке и не выпадать из учебного процесса. ЦОС также поможет разгрузить учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий.
ЦОС – эффективное образование для всех школьников
Цифровая образовательная среда, включающая в себя обеспечение школ высокоскоростным оборудованием, техникой и специальными программами, является обязательным элементов всех развитых образовательных систем в мире. В рамках проекта ЦОС будут определены необходимые материально-технические условия, в том числе скорость Инернета и наличие определенной техники, которые должны быть в каждой российской школе без исключения. Цифровая среда будет содержать верифицированный электронный образовательный контент, в том числе онлайн-курсы для дополнительного обучения.
Помимо образовательных материалов в ЦОС появятся и различные удобные административные сервисы для руководства школ и педагогов. Учителя смогут в онлайн-режиме поддерживать связь с каждым из учеников, вести электронный журнал и заполнять другие необходимые документы. Новые сервисы дадут возможность учителю сэкономить время при анализе информации: система сама соберет и сопоставит данные по образовательным результатам учеников. Администрации учебных заведений благодаря ЦОС смогут составлять и менять учебное расписание, а также вести в новой системе финансово-хозяйственный документооборот.
В качестве дополнительного бонуса ЦОС предоставит школьникам доступ к онлайн-ресурсам библиотек, поможет создавать собственные проекты и работать в команде вместе с другими учениками не только офлайн, но и онлайн. В цифровую среду будет включена и специальная система видеоконференцсвязи, с помощью которой все участники образовательного процесса даже из разных регионов страны смогут общаться между собой. В системе можно будет организовывать трансляцию родительских собраний для взрослых, которые не могут прийти на мероприятие очно, устраивать педсоветы и внеклассное общение школьников и учителей. По словам Сергея Кравцова, одним из компонентов ЦОС станет отдельный сегмент «ВКонтакте», который позволит школьникам общаться на образовательные темы друг с другом.
По мнению авторов проекта, ЦОС позволит значительно улучшить качество российского образования за счет того, что учителя получат возможность сделать уроки более наглядными и интересными посредством цифровых сервисов, а учебные заведения будут оснащены всей необходимой техникой. Проект должен послужить своеобразным стимулом для непрерывного обновления образования и помочь учителям и школьникам лучше ориентироваться в цифровом пространстве.
В течение 2021 года ЦОС будет интегрирована в портал «Госуслуги». На сайте государственных услуг появится специальная вкладка «Мое образование», через которую родители и ученики смогут использовать все возможности системы.
– Очень важно, что благодаря ЦОС мы сможет создать индивидуальную образовательную среду, которая будет учитывать потребности каждого ребенка, – отметил Роман Ершов, заместитель директора ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». – Соответственно, родители смогут получать рекомендации, основанные на интересах и способностях школьника. А учителям система поможет сократить время на подбор учебного материала и проверку домашних заданий. Главная миссия ЦОС заключается в управлении образованием на основе больших данных, персонализации образования, образовательной коммуникации государства и общества, а также в создании безопасного верифицированного образовательного пространства. Все это поможет расширить возможности образовательного процесса, собрать в единую безопасную систему различные разрозненные сервисы и программы.
Планируется, что только в 2021 году образовательные организации получат около 140 тысяч современных ноутбуков, откроется 10 тысяч классов для работы с цифровым контентом и 2 тысячи компьютерных классов. Также продолжится работа по созданию в регионах центров «IT-куб», в которых школьники в рамках дополнительного образования изучают программирование и IT-технологии. В результате главная цель, ради которой задуман проект ЦОС, – обеспечить равные условия доступа к качественному образованию всех детей, независимо от их места проживания, – обязательно осуществится уже в ближайшем будущем.