«МК» выяснил, почему бывшие больные не так сильно переживают о лёгких после своего выздоровления. И что нужно сделать, чтобы снова вздохнуть полной грудью.
Семь месяцев назад, в начале весны, когда коронавирус только пришёл в Россию, не только среди обывателей, но и в медицинской среде, царило убеждение, что вирусное воспаление лёгких, возникшее как осложнение инфекции, лечить нужно как обычное воспаление: антибиотики, кислородные маски, в тяжёлых случаях ИВЛ. И после выздоровления - обязательная и скорейшая реабилитация.
Богатые люди буквально скупали тогда навороченные портативные ИВЛ, чтобы, в случае чего, встретить болезнь во всеоружии. Именно количеством этих аппаратов проверялась и готовность «красных зон». Но среди тех, кого перевели на искусственную вентиляцию лёгких, выживаемость была всего порядка 13%.
Сейчас от подобной методики чаще отказываются. Как оказалось, легкие больных коронавирусом иногда просто не выдерживали поступавшего под напором кислорода.
Все больше переболевших, да и специалистов называют «ковидную пневмонию» пневмонитом. По смыслу этот термин подходит данному патологическому процессу гораздо больше. Так как само заболевание характеризуется многочисленными кровлизлияниями в легких, а не традиционным бактериальным воспалением. Последнее может присоединиться - тогда и нужны антибиотики.
Но что же делать того, когда тест на коронавирус наконец показал отрицательный результат и нужно как-то обживаться в новой постковидной реальности и приходить в себя?
Выздоровевшие начинают гуглить, что же делать, как сохранить лёгкие, и первое, что они видят - советы лежать на животе (в так называемой "прон-позиции"). Дёшево и сердито.
- Написано, что находиться в такой позе нужно примерно полчаса в день, а я вообще люблю спать на животе, поэтому решила, что буду лежать до упора, - рассказывает москвичка Жанна переболела в мае с КТ-1 (25% поражения лёгких). - Примерно через месяц я почувствовала по утрам, что у меня парализует руку. Я просыпаюсь - а она ватная, не поднимается, и я ее не ощущаю.
Жанна перепугалась, что это инсульт. Однако, проведённая электронейромиография показала, что у неё сильно пережаты мышцы шеи. Когда она лежала на животе, голова часами была повёрнута в сторону и закреплена в одном положении. Из-за этого нарушилось кровообращение.
- По поводу надувания воздушных шариков, что так любят рекомендовать коллеги после перенесённой обычной пневмонии, все тоже не так однозначно, - рассказывают эксперты. - Понимаете, если сказать грубо, то те кровоизлияния, которые возникают в легких, со временем зарубцовываются, возникают своеобразные «заплатки», кровяные сгустки. Когда раздуваются легкие, есть риск, что раны снова начнут кровоточить.
Также не рекомендуется быстро возвращаться к фитнесу и профессиональным занятиям спортом. Вообще восстанавливаться лучше без фанатизма и исключительно под контролем врача. Кому-то подойдёт спокойная ходьба, кому-то специальная тренировка дыхания.
КТ-1, КТ-2, КТ - 3. Степени поражения лёгких. Азбука коронавирусных больных.
Их арифметика - это цифры сатурации, показатели насыщенности кислородом крови.
Сатурация 96. 94. 90, 87, 77… «Мы ее теряем!» Ее — то есть меня.
Точнее, нет. Не теряем.
Я лежу на кровати, на моем лице кислородная маска, закрывающая нос. Мне подают кислород. Его все меньше. Искусственным образом мои легкие вводят в состояние, которое обычно испытывают больные ковид-пневмонией. Тяжелая форма. Гипоксия. Когда нечем дышать.
Чем ниже показатели сатурации, тем больший недостаток воздуха испытывает человек. < 90 — явное основание для госпитализации.
После того как больной выздоровел, предполагают, что из-за уменьшения объема легких — те самые склеившиеся «матовым стеклом» на КТ альвеолы, — организм продолжает недополучать кислород, возникают фиброзные изменения. Легкие покрываются рубцами-шрамами.
Специальной процедурой, которая называется интервальная кислородная тренировка, сатурацию уменьшают искусственным образом, после чего смотрят, как, на каких показателях человек может продержаться. По ощущениям — как будто поднимаешься в гору, чем меньше уровень кислорода, тем серьезнее вершина.
Затем после пятиминутного кислородного голодания наступает время подавать чистый кислород (в моем случае 12%, это средние показатели — будто глоток ледяного брюта).
Успокаивает одно: очень многие переболевшие даже двухсторонней пневмонией через несколько месяцев, сделав контрольную КТ, с удивлением узнают, что от «матового стекла» не осталось и следа.
Лично я, переболевшая коронавирусом в марте-апреле, сейчас без проблем прохожу от 10 километров в день, без напряжения плаваю. Хотя в первое время подъем по паре лестничным пролетам уже вызывал одышку, будто пробежала километра три.