Например, в Красноярске и соседнем с ним Ачинске недавно состоялись общественные слушания по важнейшим для этих городов темам – соответственно, получение комплексного экологического разрешения Красноярским алюминиевым заводом (КрАЗ) и строительство нового участка производства глинозема. Точнее, они оказались под угрозой срыва из-за действий общественников и экологов, которые, по данным местных СМИ, нашли время и возможность проехать более 170 километров из Красноярска в Ачинск только для того, чтобы буквально повторить не только общий сценарий, но даже и отдельные свои реплики. “Слушания попытались сорвать приезжие участники из Красноярска. Были попытки оскорбить присутствующих организаторов, попытки сорвать регламент и крики. Накануне они теми же самыми способами пытались сорвать слушания в Красноярске”,сообщает Информационное агентство ИА Запад24.
Впрочем, методы борьбы таких экологов хорошо известны. Куда интереснее присмотреться к медийным лицам, поддержавшим, если не сказать – возглавившим, «экологический» бойкот слушаний. Тем более что они прекрасно известны в Красноярском крае – и не только.
Депутат Законодательного собрания Иван Серебряков – ставленник авторитетного предпринимателя и политика Анатолия Быкова.
От его «Патриотов России» Серебряков традиционно баллотировался в региональный парламент и даже на пост губернатора, причем, как правило, с немалым успехом. Несмотря на бесконечные скандалы и отстранение политика за судимость, многие жители края до сих пор находятся под обаянием харизмы Быкова, чему, конечно, немало способствует работа симпатизирующих ему многочисленных региональных СМИ. Возможно, по этой причине они взахлеб обсуждали происходившее на слушаниях, критикуя как организатора, так и местную власть.
Но хедлайнером протеста, безуслово, стала Татьяна Давыденко, ранее уволенная с должности главы Счетной палаты края и с тех пор перековавшаяся в бескомпромиссного экологического борца.
Давыденко ушла с поста после скандального интервью, которое она дала в мае журналисту Андрею Караулову в передаче «Момент истины». Тогда глава СП начала клеймить лесную мафию, а заодно с ней и региональную власть. Это очень удобная мишень – на территориях с огромной лесосекой, будь то Красноярский край или Иркутская область, неизбежно появляются и черные лесорубы, и коррумпированные ими чиновники и силовики. Однако таким образом Давыденко удалось застолбить за собой «зеленую повестку» и выйти на уровень федеральных СМИ, которые потом дружно подхватили ее выступление на Заксобрании все с той же «лесной» темой.
Популярности Давыденко добавил еще и раскрученный ролик «Ютуба», со слушаний по КрАЗу с обильными синхронами в узнаваемой «Карауловской» стилистике. Например, чего стоит произнесенная в ролике и бьющая наотмашь фраза: «КрАЗ» дает 47% выбросов в городе!». От чего 47%, каких именно выбросов, в сравнении с какими загрязнителями, за какой период и по чьим данным? – непонятно. Зато как работает на публику!
Интересно, впрочем, не это. У тех, кто знаком с красноярской политикой, возникает вопрос – с чего вдруг в одном проекте собрались такие разные люди, как Серебряков (ставленник Быкова) и Давыденко? Почему они вдруг решили выступить против слушаний.
Как это ни парадоксально звучит, не понятно кто тут вообще является главной мишенью? И Быков, и Давыденко с некоторых пор стали постоянными оппонентами губернатора Усса.
С Быковым все понятно – он традиционно «разочаровывается» в каждом последующем губернаторе, возможно, потому, что видит в этом кресле себя, ну или своего ставленника. С Давыденко история немного сложнее, но только для тех, кто не знаком с ее биографией. Давыденко родом из Норильска, работала, естественно, в «Норникеле», а максимальных успехов на госслужбе – должности вице-губернатора – добилась при «норильском» главе региона Хлопонине. Данные ее биографии, а общеизвестный факт, что у бенефициара «Норникеля» Владимира Потанина давний акционерный спор с Олегом Дерипаской, наводят на мысль, что она просто могла занять определенную сторону в этом конфликте.
Однако складывается впечатление, что в основном кампания идет против Усса. Ведь он первый с начала нулевых губернатор, который не опирается на политический и финансовый ресурс «Норникеля», а значит, не зависит от него. Напротив, он-то как раз свою карьеру строил в Красноярске и в этом смысле среди двух краевых гигантов ему ближе КрАЗ, чем ГМК. Ну вот в эту точку и может быть направлен удар.
Вполне вероятно, что следующая за лесом и воздухом глава будет про мусор. Это если общественникам и экологам хватит такта не использовать в своих целях трагедии, подобные гибели людей на прииске.
Вот почему так важно соблюдать информационную гигиену и критически воспринимать новости даже в том случае, если там ругают «власть» и «олигархов». Если предположение о том, что за этим кейсом могли стоять определенные политические задачи, подтвердится, то попытки социальной дестабилизации в регионе наверняка будут пресекаться федеральным центром.