Во время феерического матча России с Испанией улицы Москвы казались пусты: ни машин, ни людей. Только желтые такси и редкие пары прогуливающихся. Прямо на Тверской в карете «скорой» врачи досматривают на небольшом телевизоре волнующую концовку игры. После пенальти, победно отбитого Акинфеевым, медики и примкнувшие к ним прохожие начали синхронно подпрыгивать и скандировать речовку.
Буквально через несколько минут весь город бурлил и радовался выходу российской сборной в четвертьфинал. Люди высыпали на улицы и проспекты, площади и скверы. Колонны машин сигналили не переставая, радостно гудели вувузелы, видимо припасенные кем-то еще со времен мирового первенства в ЮАР. Повсюду всеобщий восторг и радость, словно после объявления окончания войны. Брутальные столичные фанаты обнимаются с гастарбайтерами, девушки в хиджабах размахивают российским триколором, молодые люди с разрисованными лицами машут флажками, свешиваясь из окон проезжающих авто. Что любопытно, радостное настроение передавалось полицейским, которые даже не думали придираться, только просили быть поосторожнее и поаккуратнее.
Давно люди не переживали такого всеобщего ликования. Причем без всяких предписаний или указок сверху. Футбол буквально вгоняет людей в эйфорию, вызывая позитивный настрой даже среди нашего вечно замороченного и озабоченного населения. И было бы неправильным не учитывать и не использовать его в качестве альтернативы некоторым утопическим и затратным идеям и проектам, которые наши чиновники берут порой на вооружение.
Пеле однажды спросили: когда Россия станет чемпионом мира по футболу? Тот якобы ответил: «Когда Бразилия станет чемпионом мира по хоккею». На самом деле проблема не в климате. В наших умеренных широтах играть даже проще, чем в жаркой Бразилии. Беда в том, что футбол в новейшей России давно стал элитарным видом спорта. Слишком дорогим и малодоступным для обычных граждан. Не каждый может позволить для своего ребенка коммерческую спортшколу или дорогостоящего наставника.
В советские времена специальность детского тренера считалась престижной и хорошо оплачивалась государством. Поэтому даже известные мастера, закончив профессиональную карьеру, с удовольствием шли в детско-юношеский спорт.
Сегодня родитель, мечтающий сделать из своего чада футбольную звезду, должен иметь основательную материальную базу. Надо не только платить за тренировки, но и покупать спортивную форму, сезонные кроссовки, оплачивать транспорт, проживание и питание во время выездных матчей. В провинции такое сплошь и рядом.
Словом, обучение в спортшколе или секции — занятие очень дорогое. Вот так из нашей футбольной, да и вообще спортивной жизни исчезла массовость, а вместе с ней возможность отбора талантливой молодежи. Мало кто из мальчишек, даже самых одаренных и мотивированных, попадает в руки опытного тренера, который сделал бы из него настоящего мастера. Юные таланты гаснут, так и не успев зажечься.
На ЧМ-2018 весь мир восхищался хорватской сборной: тем, как страна с населением 4 миллиона завоевала серебро чемпионата мира. Все просто: в Хорватии футбол любят и уделяют талантам пристальное внимание. Причем выращивают собственных звезд начиная с младших классов, а не приобретают уже состоявшихся игроков за немереное бабло. Поля и дворы многих европейских стран отданы массам, и любой желающий может найти секцию по своему усмотрению. Было бы желание!
В этой связи вспоминается интересный пример из нашей российской действительности. В 2005-м школьники из маленькой Ингушетии, где населения почти в десять раз меньше, чем в Хорватии, чуть не стали чемпионами детского первенства мира по футболу, проходившего в шведском Гётеборге. Одержав блестящие победы над сверстниками из Бразилии, Мексики, Англии, Германии, Испании, они вышли в финал. Лишь на последних минутах уступили хозяевам турнира, которых организаторы усилили лучшими игроками выбывших клубов. То есть ингушским мальчишкам противостояла, по сути, детская сборная мира. Значит, наши дети по мастерству — вопреки расхожему мнению — не уступают своим сверстникам из более футбольных стран. Что же с ними случается при переходе во взрослый спорт?
Долгое время считалось, что если бы наши футболисты имели такие гонорары, как за границей, то они сносили бы соперника вместе с воротами. Но Лев Яшин, Игорь Нетто, Эдуард Стрельцов получали в сотни раз меньше нынешних мастеров, хотя при этом стали настоящими звездами мировой величины.
Не случайно золотые медали первого в истории чемпионата Европы, состоявшегося в 1960 году в Париже, завоевали советские футболисты. В дальнейшем они трижды попадали в финалы европейского первенства и дважды становились чемпионами Олимпийских игр (в 1956-м и в 1988-м). Тогда в стране был скоростной, техничный и интеллектуальный футбол. Хотя сами футболисты жили куда скромнее. В лучшем случае хорошая зарплата, автомобиль «Волга» да кооперативная квартира.
Получается, не в гонорарах дело. Более того, существует теория, что именно большие деньги нанесли ущерб российскому футболу. Ведь теперь игроки выходят не морально заряженные исключительно на победу, а выполняя дорого оплачиваемую, но рутинную работу. Потому что получают не за результат, а за сам процесс. То есть можно просто отбегать игру, не обязательно умирать на поле — неслабый контракт-то в любом случае есть.
Многие молодые футболисты рано начинают получать заоблачные деньги, ощущать себя этакими светилами и перестают тренироваться на должном уровне. Некоторые «кудесники мяча» из турнирных таблиц перекочевали на страницы светской хроники вместе с женами и подружками. Выкладывая в Сеть свои похождения и аксессуары богатой жизни — роскошные авто, брендовые часы, яхты, чартеры, дорогие отели... Вот свежее фото из соцсети: известный форвард раскатывает на «Гелендвагене» за 75 миллионов рублей. Молодость, фертильный возраст, гормоны, к тому же сказочные оклады в еврорублях! Ну какие тут к черту тренировки!
Очевидно, стоит задуматься о серьезном пересмотре отношения к отечественному футболу. К примеру, снова сделать эту игру массовой и истинно народной, а не элитарной, как сейчас. Чемпионат показал, какую огромную позитивную энергию таит в себе футбол, вызывая бурю эмоций у разных возрастных и социальных слоев. Надо эти эмоции и эту энергию направить в правильное русло. Нужно добиться, чтобы в каждом дворе играли дети и взрослые, как в той же Европе или Латинской Америке. И тогда у тренеров и руководителей футбола появится возможность отбора из огромного числа юных талантов.
Не пора ли вернуть массам футбольные поля и стадионы? Или построить новые. Пусть не такие пафосные, как «Зенит Арена» или «Лужники», требующие многомиллиардных затрат, а небольшие и качественные площадки для повседневных и массовых занятий. Вернуть систему детско-юношеских спортшкол и СДЮСШОР. И, что очень важно, восстановить статус популярного всероссийского турнира «Кожаный мяч». Регулярно освещать детские соревнования на центральных каналах с подробным рассказом об игроках, наиболее интересных командах и наставниках, воспитавших чемпионов. Частые передачи и демонстрации интересных матчей приведут к популяризации футбола и еще большему увлечению детей. Тогда у миллионов мальчишек, слоняющихся от безделья по улицам, появится мотивация и желание стать похожими на футбольных звезд. Вспомним, что именно из «Кожаного мяча» вышли такие величины отечественного футбола, как Федор Черенков, Олег Блохин, Андрей Шевченко, Валерий Карпин...
В день «испанского» триумфа российской сборной я попал ночью в жуткий затор и, пытаясь объехать пробки, забрел в неосвещенный тупик. В кромешной темноте прямо посередине дороги стоял, широко расставив ноги, одинокий мужчина и изо всех сил размахивал огромным флагом. От тяжести древка триколора он кренился вперед, но молча и неистово продолжал махать. Вокруг ни души, сплошная темень. Никто не видел ни его самого, ни качающегося в его руках стяга. Но ему было все равно. Он просто был счастлив!
Читайте материал: Болельщики Катара потратили на Никольской 8 млн на четыре покупки