Южная Корея претендует на русское золото с затонувшего корабля

В его трюмах могут находиться ценности на сотни миллионов долларов

На дне Японского моря обнаружен русский крейсер «Дмитрий Донской», повторивший подвиг «Варяга» во время печально знаменитого Цусимского сражения в мае 1905 года. Однако всеобщее внимание к этой находке привлекает даже не героическая биография корабля, а его драгоценная «начинка». Есть предположения, что в трюмах «Донского» перевозили золотые монеты и слитки на огромную сумму.

В его трюмах могут находиться ценности на сотни миллионов долларов

Как сообщает южнокорейское новостное агентство Yonhap News, при проведении поисковых работ в районе принадлежащего Южной Корее острова Уллындо (другое, более известное в истории его название – Дажелет – авт.) на расстоянии около 1,3 километра от берега удалось найти затонувший военный корабль. Поисковики сумели обследовать свою находку, лежащую на глубине 434 метра, при помощи двух пилотируемых подводных аппаратов, и на корме ее обнаружили большие накладные буквы славянской вязью, – это название корабля: «Дмитрий Донской». Кроме того при наружном обследовании погибшего крейсера увидели несколько уцелевших на палубе артиллерийских орудий, якорь... Далее новостное агентство сообщает о том, что уже в ближайшее время планируется начать работы по подъему этого корабля.

Но зачем корейцам старый русский крейсер, подъем которого с такой большой глубины обойдется очень дорого? И имеют ли они вообще право трогать его? – Разобраться в этом «МК» помог специалист по морской истории Дмитрий Мазур.

– Корабль действительно легендарный, – пояснил Дмитрий. – Крейсер 1-го ранга (по другой, более старой классификации, существовавший при его постройке, – полуброненосный фрегат) «Дмитрий Донской» вступил в строй в 1885 году, а еще 20 лет спустя он стал участником трагического для русского флота Цусимского сражения. Уцелев в дневном бою с японской эскадрой, старый крейсер, выполняя последний приказ адмирала Рожественского, самостоятельно продолжил путь к Владивостоку. Из всех наших кораблей 1-го ранга он сумел подойти к этой заветной спасительной цели ближе всего. Однако к вечеру 16 мая, когда «Донской» находился неподалеку от острова Дажелет, его обнаружили японцы. Одинокий и уже сильно потрепанный русский крейсер окружили многократно превосходящие силы противника – шесть быстроходных крейсеров и четыре миноносца.

Ситуация очень напоминает знаменитый бой «Варяга». Как и в том случае командир корабля капитан 1-го ранга И. Н. Лебедев решил принять бой, не взирая на огромное неравенство сил. В течение нескольких часов «Дмитрий Донской» ожесточенно отстреливался от наседающих японцев. Русские артиллеристы сумели нанести повреждения двум вражеским крейсерам. Однако сам «Донской» получил в бою серьезные повреждения, расстрелял почти весь комплект снарядов. На крейсере было убито около 70 человек, еще 150 получили ранения (в том числе тяжело ранен был и командир Лебедев, впоследствии он скончался). Дальнейшее сопротивление становилось в таких условиях практически невозможным. В наступающей темноте русский крейсер подошел к берегу острова, на который была перевезена команда. А опустевший, сильно разбитый корабль отвели на глубину и там затопили, чтобы не достался неприятелю... Считается, что гибель «Дмитрия Донского» это последний боевой эпизод грандиозного Цусимского сражения.

– Место гибели «Донского» удалось найти только сейчас?

– Насколько мне известно, поисками этого русского крейсера занимаются уже довольно давно. Впервые о том, что «Донского» удалось «запеленговать» на дне, сообщали еще лет 30 назад. О сенсационной находке упоминали потом в июле 2003-го... Однако никаких более серьезных действий до сих пор не предпринималось. Нынешняя экспедиция организована специализированной компанией Shinil Group, которая занимается поисками затонувших сокровищ...

– Но какие же могут быть сокровища на этом русском крейсере из эскадры Рожественского?

– В том-то и дело, что с подачи неких исследователей «Дмитрия Донского» уже давно окружает золотой ореол. Настойчиво муссируется версия, что накануне Цусимского сражения по приказу командующего 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Рожественского на «Донского» было свезено содержимое денежных сундуков со всех других кораблей эскадры, а кроме того – с одного из транспортов на крейсер перевезли золотой запас, направляемый из Петербурга на Дальний Восток для обеспечения текущих расходов и необходимых закупок командования в войне против Японии.

– То есть крейсер превратили в такой «плавающий сейф»?

– Вроде того. В различных корейских и японских источниках можно даже обнаружить называемые «экспертами» оценки – приблизительную цену сокровищ, якобы, оказавшихся на «Донском». Разброс, правда, очень большой: от 125 миллионов даже до 200 с лишним миллиардов нынешних долларов.

– Неужели это может быть правдой?

– Никаких официальных документов, подтверждавших данную «золотую историю» нигде до сих пор не «всплывало». Хотя это вовсе не значит, что история с золотым запасом адмирала Рожественского – абсолютная выдумка. Другой вопрос заставляет задуматься: исходя из каких соображений в качестве «плавучего сейфа» накануне боя с японской эскадрой был выбран отнюдь не самый надежный из всех наших кораблей, добравшихся до Цусимы, – уже весьма «пожилой» и тихоходный «Дмитрий Донской»? – Были ведь под началом у Рожественского куда более современные и скоростные крейсера, броненосцы... Впрочем известно, что этот флотоводец отличался взрывным характером и непредсказуемыми поступками. Так что мог «под горячую руку» отдать и такое распоряжение.

К слову сказать, у «Дмитрия Донского» имеется и конкурент, так же претендующий на роль хранителя золотого запаса Рожественского. – Это броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Тоже из тихоходных «старичков», вошедших в состав 2-й эскадры. «Нахимов» погиб даже несколько раньше «Донского». Он был подбит торпедой ночью после главного боя. А потом, отстав от эскадры, пытался в-одиночку пробираться к Владивостоку, но, так и не сумев справиться с полученной большой пробоиной, затонул неподалеку от острова Цусима.

Позднее стали распространяться слухи, что именно в трюмах «Нахимова» перевозили внушительные золотые запасы. Ретивые «исследователи» столь уверенно об этом говорили, что нашелся даже предприниматель, рискнувший заняться поиском этого клада. Миллионер из Японии Такео Сасагава в конце 1970-х на свои деньги организовал хорошо оснащенную технически экспедицию. Ее участникам удалось обнаружить затонувший русский крейсер и даже поднять с него некие «слитки». Впрочем, впоследствии выяснилось, что это всего лишь свинцовый балласт из киля одного из разбитых корабельных паровых катеров. Однако даже такой конфуз японского кладоискателя не уменьшил интереса охотников за сокровищами к «Нахимову». До сих пор многие из них уверены, что золото на борту этого погибшего корабля все-таки есть.

– А «Донской», значит, является «конкурентом»?

– Я могу лишь повторить: и в одном., и в другом случае достоверных подтверждений наличия сколь-нибудь значительных сокровищ в трюмах нет. Пока нет! Впрочем, если уж речь зашла о драгоценностях, то на «Дмитрии Донском» они все-таки точно имеются.

– ???

– Речь идет о большой серебряной закладной доске. По традиции, существовавшей в русском флоте, во время торжественной церемонии закладки нового военного корабля такую доску с гравированным его изображением и текстом о дате церемонии и присутствовавших на ней высочайших персонах укладывали в специально предусмотренную нишу корпусного набора. Известно, что у «Дмитрия Донского» закладная доска находится на 43-м шпангоуте, ее туда положили во время торжественной церемонии, состоявшейся 9 мая 1881 года.

– Судя по сообщениям, руководители южнокорейской компании рассчитывают поживиться какими-то ценностями на «Донском». И даже готовы понести ради этого немалые расходы. Имеют ли они право трогать останки этого корабля и что-то с него присваивать?

– На сей счет существующие международные законы говорят однозначно – нет! Любой затонувший в бою корабль считается братской могилой экипажа и трогать его, поднимать какие-то фрагменты – по крайней мере представителям других стран, – не разрешается. Даже будучи потопленным более 110 лет назад «Дмитрий Донской» с юридической точки зрения остается до сих пор собственностью России. А значит, нам же принадлежат и все артефакты, все драгоценности, которые могут сохраняться на корабле. Корейцы, прежде, чем начинать какие-то работы на борту крейсера, что-то на нем искать, поднимать на поверхность, обязана согласовать такие свои действия с российской стороной.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру