Напомним, СКР вместе с "Национальной медицинской палатой", которую возглавляет доктор Леонид Рошаль, подготовили поправки в Уголовный кодекс в виде новых статей, позволяющих привлекать к ответственности нерадивых эскулапов за ошибки. Ятрогенные преступления в настоящие время квалифицируются по четырем статьям УК РФ: «Причинение смерти по неосторожности» (109), «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» (118), «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» (238) и «Халатность» (293). В СКР полагают, что ни одна из этих статей не учитывает особенности профессиональной медицинской деятельности. Поэтому следователи с представителями медицинского сообщества подготовили предложения о введении в УК следующих статей: «Ненадлежащее оказание медицинской помощи или услуги» (124.1) и «Сокрытие нарушения оказания медицинской помощи» (124.2), «Незаконное осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности» (235). Следователи СК уверены, что предложенные изменения позволят значительно минимизировать ошибки правоприменения, защитив таким образом как права пациентов, так и медицинских работников.
Но с ними категорически не согласен президент «Лиги защиты прав пациентов» Александр Саверский. По его мнению, нужна альтернатива для наказания врачей, но не связанная с уголовной ответственность.
«Инициатива СКР не только бесполезная, но и вредная. Бесполезная, потому что в уголовном кодексе полно статей, по которым можно привлечь к ответственности врачей, что и происходит сейчас. В год примерно 170 дел в отношении медиков передается в суд. Уголовная ответственность — это фактически единственная ответственность, которая регулирует здравоохранение, за исключением мелких штрафов страховыми компаниями. Это приводит к тому, что отрасль начинает прятать свои ошибки, не признавать их, не анализировать и, соответственно не признавать», - говорит Саверский.
Эксперт предлагает перенос уголовной ответственности неосторожной формы вины из уголовного кодекса в кодекс административный.
«Мы считаем, что это все административные дела, а не уголовные. Причем большая часть пациентов с нами согласна. Врач не должен сидеть в тюрьме, но и не должен вредить людям. Это значит, надо лишить его права заниматься медицинской деятельностью. Должна быть, на наш взгляд, внедрена систем штрафов по аналогии с дорожными штрафами. Мы же не пытаемся за каждое нарушение посадить водителя в тюрьму. Здесь такая же история. Мелкое нарушение — мелкий штраф. Крупное нарушение — запрет заниматься медицинской деятельностью, - считает Саверский, - Проблема и в том, что сфера деятельности врача совпадает с правоприменением уголовного кодекса. К примеру, в главе 16 УК РФ говорится: «Преступление против жизни и здоровья человека». А врач как раз и занимается жизнью и здоровьем человека. Он лечит больных людей. Соответственно ухудшение здоровья человека может быть инкриминировано, как состав преступления. Дальше идет состав оценок — правильно или неправильно действовал доктор. В то же время в 28 статье УК РФ «Невиновное причинение вреда» написано, что если лицо действовало не осознавая общественной опасности своего деяния, то оно считается невиновным. Позвольте, но врач действует исходя из убеждения, что он действует во благо. Поэтому я просил адвокатов, которые защищают врачей, шире использовать эту норму причинения вреда».
По словам эксперта, за пять лет количество жалоб на медиков возросло в три раза. А если посмотреть данные ВЦИОМ, то недоверие к врачам с 2014 по 2016 возросло с 35 до 55 процентов.
«Это просто крах. При этом количество нападений на медиков за пять лет составило 1200 случаев только зафиксированных. На самом деле это кризис в доверии к медицине. Идет рост взаимной агрессии, и в этой ситуации СКР предлагает дополнительные статьи УК. И что это решит? Это лишь будут дополнительные жалобы и уголовные дела. Мы считаем, что если неосторожные формы вины врачей убрать из УК, то эта даст возможность здравоохранению вздохнуть. У отрасли появятся инструменты для избавления от своих псевдо-коллег. Медэксперт, который получит дело, не будет думать о том, посадят ли коллегу в тюрьму. По статистики СКР из 6 тысяч жалоб пациентов возбуждены дела по 2 тысячам, но из них в суд направлены только 170 дел. По статистике страховых компаний 10 процентов всей медицинской помощи оказывается с дефектами, например, из 40 млн госпитализаций — 4 млн дефектов. Поэтому данные СК — ничтожно малы», - заключает Саверский.