Прокомментировать спасработы и инициативу Маска «МК» попросил известного российского спелеолога-подводника с 25-летним стажем Георгия Сапожникова.
— Спасением детей занимаются специалисты высокого уровня, — считает Георгий Сапожников. - Технологию применяют такую: на ребенка надевают полнолицевую маску, в которой он может дышать, как в обычной атмосфере. Его привязывают веревкой к одному из спасателей, который на длинном шланге тащит баллон, из него подается воздух ребенку. А второй спасатель идет следом за ними для подстраховки, чтобы в случае необходимости помочь. Пока это самый разумный способ в сложившейся ситуации.
— А подросток может запаниковать под водой и сорвать маску?
— Может. Но я думаю, что у ребят, которые долго просидели в затопленной пещере, с психикой все нормально. Пришла помощь, они успокоились. С ними рядом находятся опытные дайверы, которые являются инструкторами и умеют в экстремальной ситуации успокаивать людей.
— Можно в эвакуации задействовать мини-субмарину, которую предлагал американский предприниматель Илон Маск?
— Илон Маск придумал две интересные конструкции. Одна из них — жесткая, выполненная из трубы для перекачки кислорода ракеты Falcon-9. Вторая — мягкая конструкция из полиуретана. Обе имеют право на существование. Другое дело, что в условиях затопленной пещеры Кхао Луанг они плохо применимы. Жесткая конструкция будет достаточно тяжелой, так как ее придется подгружать, навешивать свинцовые грузы, чтобы она утонула, ушла под воду. Из-за жесткого корпуса ее очень трудно будет протащить по узким ходам. Эта капсула там может просто не пройти.
Что касается мягкой конструкции, то будет достаточно сложно регулировать ее плавучесть. При смене глубины ее придется поддувать изнутри, подавать воздух либо стравливать с нее воздух. А это приведет к дополнительному расходу воздуха в баллонах, который там ограничен. Сифон, затопленная часть пещеры, там достаточно большой, по разным данным, от одного до трех километров.
— Расскажите детально, как в капсуле может быть размещен человек и что он может испытывать в столь тесном пространстве?
— Человека помещают в капсулу, она герметизируется. Дышит он через дыхательный аппарат. Капсула — это, по сути, воздушный пузырь. Когда ее начинают погружать в воду, давление увеличивается, воздух сжимается, уменьшается объем этого пузыря. Уменьшается архимедова сила, и он начинает тонуть. Чем сильнее он тонет, тем меньше становится объем газа внутри. Понижается плавучесть. Соответственно, нужно все время поддувать газ, чтобы сохранять постоянный объем.
— Кто это делает?
— Спасатели, находящиеся вокруг капсулы.
— А если там кромешная тьма и ничего не видно?
- Надо поддувать на ощупь. Это гораздо сложнее, нежели просто протащить человека по пещере. У человека не будет сильно меняться плавучесть в зависимости от глубины. И он сам будет помогать проходить через узости.
Когда человек отделен от дайвера какой-то конструкцией, спасатель не видит его состояния, не может с ним контактировать. Человеку внутри конструкции находиться тоже тяжело, потому что он изолирован от внешнего мира. И если у него произойдут какие-то сложности, помочь ему никто не сможет.
— Мини-субмарины, предлагаемые Маском, могут пригодиться?
— Интерес этой конструкции в том, что в подобной капсуле можно транспортировать человека, который сам не двигается. Сейчас мы транспортируем таких людей на носилках. И если у человека серьезные травмы, то бывает очень сложно контролировать его дыхание. А в капсуле, где будет производиться постоянная вентиляция воздуха, эта проблема снимается. Если человек находится без сознания, его лучше тащить в подобной мини-субмарине.
— Вам приходилось кого-то вытаскивать из затопленной пещеры?
— Только в учебных целях. Мы каждый год занимаемся проверочными тестовыми спасработами. На сборах транспортируем пострадавших, протаскиваем их через сифоны.
— Российские дайверы планировали участвовать в эвакуации подростков из пещеры Кхао Луанг?
— Мы подали заявку, сообщили, что готовы принять участие в спасательных работах. Но получили официальный ответ: пока такой необходимости нет.
— В России есть подобные пещеры?
- Такого типа пещер, которые бы неожиданно, быстро и надолго затапливались паводком, у нас нет. На Кавказе есть вертикальные пещеры, которые затапливает. Но паводок там проходит несколько по-другому: ударно. Если ты не успел убежать, тебя уносит водой. Если успел убежать и укрыться, то можешь просидеть там от двух дней до недели, а когда закончится паводок, выйти из пещеры тем же путем, что и зашел.
Читайте материал «В кромешной тьме: подробности уникальной операции по спасению тайских школьников»