Как говорит гендиректор «Натали Турс» Владимир Воробьев, клиенты вместо посещения зарубежных курортов решили остаться дома и смотреть чемпионат мира по футболу по ТВ или в «живую». Также виноват курс рубля. Эксперты не верят в это объяснение. По их словам, причины проблем на рынке кроются в нежелании туроператоров делиться «черным налом» с государством.
Туристический рынок России явно лихорадит. Начиная с 29 июня один из крупных участников туристического рынка — компания «Натали Турс» — отменила чартерные рейсы по основным направлениям: в Испанию, Италию, Грецию и Турцию (все путевки с 4 июля по 30 сентября будет анулированы).
Со 2 июля сократила свои программы другая компания — «Аврора БГ». На следующий день к ним присоединились компании DSBW, Polar Tour и «Матрешка-Тур», которые приостановили всю свою деятельность. Причем все туроператоры в голос причиной называют финансовые трудности, из-за которых зарубежные партнеры останавливают с ними сотрудничество. В результате компании не могут ответить по обязательствам перед своими клиентами и им приходится объявлять об аннулировании ранее купленных путевок...
Как отмечает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман, повышение с апреля курса доллара к рублю, действительно, сделало более высокими расходы туристических компаний на авиаперелеты и отели. В результате подупал спрос со стороны отдыхающих, а вместе с ним и выручка компаний. К причинам эксперты приписывают переоценку туроператорами собственных возможностей, а также смену настроений потребителей в целом - в этом, возможно, сыграл не последнюю роль и мундиаль. Однако в предыдущие годы, когда ограничивался отдых в Египте и Турции, а рубль терпел бедствие из-за санкций и ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ, причин уйти с рынка у туроператоров объективно было больше, чем сейчас.
Редеть российский туристический рынок стал с конца июня-начала июля. Это поведение эксперты связывают с существенным ужесточением правил игры на рынке.
Дело в том, что с 1 июля вступил в силу закон, обязывающий малый и средний бизнес, индивидуальных предпринимателей и туроператоров внедрять в работу онлайн-кассы, предназначение которых – передавать сведения о покупке туров клиентами, в том числе напрямую в налоговую службу.
«Соответственно, можно предположить, что для ряда компаний возникли проблемы, если они, например, использовали не всегда добросовестные схемы формирования цены услуг. Или же они принимали средства в наличной форме в одной сумме, а фиксировали через стандартную кассу суммы, не соответствующие цене реального тура», — поясняет аналитик ИК Алор Алексей Антонов.
Эксперт уточняет: конечно, голословно указывать на то, что все компании, в том числе такие крупные игроки, как «Натали-Турс», столкнулись именно с этой проблемой, нельзя. Однако внедрение онлайн-касс вполне могло стать одной из очевидных причин нынешнего коллапса в туридустрии.
Тем временем, пока туроператоры ищут обходные пути, их рядовые клиенты лишаются отдыха и денег. Как пояснила «МК» профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь, туристический рынок в России устроен так, что, пока компания не числится банкротом, получить компенсацию ее клиентам затруднительно. В случае, если туроператор все же признается неспособным отвечать по своим обязательствам, то купившие путевки могут рассчитывать на компенсацию от страховщиков.
Например, на возвращение средств могут рассчитывать клиенты «Матрешка-Тур». В случае же с «Натали-Турс» пострадавших туристам надеяться на компенсацию не приходится. Компания формально продолжает свою деятельность, то есть у страховщиков нет повода для выплат — г-н Воробьев заявил, что услуги его фирма возобновит с 1 октября, однако сказал и о готовности продать компанию. При этом путевки, которые ранее купили россияне, компания с легкостью аннулировала, и похоже, возвращать деньги за них не собирается. Правда, когда вернутся домой примерно 300–400 туристов, которые по сей день по вине туроператора остаются сейчас в Испании (по словам, того же Воробьева), не ясно.