Некоторые, как, например, известный богослов и публицист протодиакон Андрей Кураев, прямо называют Тихона «лидером народных симпатий» и наиболее вероятным кандидатом в патриархи. Об этом Кураев во всеуслышание заявил после майского назначения Тихона, бывшего до того викарием Московской епархии, на псковскую кафедру: «Устав РПЦ не позволяет викарному епископу быть кандидатом на патриарший престол. Опыт управления митрополита теперь у владыки Тихона будет». По словам Кураева, который далеко не одинок в своем мнении, лучшую кандидатуру на высший церковный пост найти трудно: «Нынешнее патриаршество оставит после себя очень плохое послевкусие. У человека, хоть в чем-то похожего на нынешнего патриарха, представляющего его ближний круг, нет шансов стать его наследником. А среди архиереев, известных всех стране, доброй репутацией пользуется только Тихон. От него не пахнет властью, в нем нет жажды всех построить, сломать через колено — того, что очень видно в нынешнем патриархе».
В чем можно согласиться с отцом Андреем, так это в том, что признаков «жажды власти» и прочих суетных желаний в речениях и жестах митрополита обнаружить и впрямь невозможно. «Есть такой закон в духовной жизни: монаху нельзя ничего очень сильно желать, кроме Бога, — пишет Тихон в своей книге «Несвятые святые», ставшей бестселлером (14 переизданий, более 2,5 миллиона проданных экземпляров). — Ни в коем случае. Не имеет значения, чего именно — архиерейства, учености, здоровья, какой-нибудь материальной вещи. Или даже старчества, духовных дарований. Все придет, если будет на то воля Божия». И биография автора в принципе не дает оснований упрекнуть его в неискренности: в церковную элиту Тихон попал отнюдь не с «блатного» входа. Вот, например, строки, описывающие начало его церковной жизни: «В 1982 году окончил сценарный факультет ВГИКа по специальности «Литературная работа». В том же году поступил в Псково-Печерский монастырь трудником, затем послушником... В июле 1991 года... пострижен в монашество...» Ну и так далее, ступенька за ступенькой: игумен, архимандрит, епископ...
Впрочем, нельзя не заметить, что после знакомства с президентом аппаратный вес Тихона в коридорах церковной власти стал расти значительно быстрее, превратившись под конец, по сути, в вес политический. По слухам, весьма похожим на правду, именно рекомендация Тихона сыграла решающую роль в назначении Ольги Васильевой на пост министра образования и науки. Из последних свидетельств могущества митрополита — данные «некоторых источников» о роли, которую сыграл Тихон в истории с карнавалом «День мертвых», который собирались устроить мексиканские футбольные фанаты на Красной площади столицы. «Богопротивное», по мнению православных консерваторов, действо пресечено якобы телефонным звонком митрополита лично президенту. Документальных подтверждений этой версии, правда, нет, но совсем уж на пустом месте такая молва вряд ли бы возникла.
Кстати, сам Тихон также не торопится опровергать слухи о своем влиянии на президента. Будучи напрямую спрошенным на недавней пресс-конференции о том, насколько соответствует действительности его репутация «духовника Путина», Тихон отнес вопрос к «приватным» и отказался «распространяться на эту тему». А последовавшие фразы лишь подтвердили уверенность в том, что дым был, мягко говоря, не без огня: «Скажу совершенно искренне: мне выпало счастье общаться с Владимиром Владимировичем Путиным. Человек это совершенно поразительный. Второго такого по уровню интеллекта, по воле, по преданности своему делу, по искренности и доброте, по способности взять на себя ответственность я просто не встречал. Общение у нас бывает. Нечастое, но бывает».
Собственно, уже сам факт нахождения Тихона в ближнем путинском круге позволяет делать предположения о его очень высоком карьерном потенциале далеко не беспочвенными. К этому надо добавить репутацию, которой пользуется митрополит в церковных кругах. Трудно сказать, насколько прав Кураев, называя Тихона «лидером народных симпатий», но как минимум можно утверждать, что эта фигура не вызывает сегодня отторжения ни в одной части церковно-политического спектра. Ни у вольнодумцев вроде самого Кураева. Ни у радикально-консервативного крыла, которое представляет, например, Всеволод Чаплин. Ни у осторожных центристов. Все видят в Тихоне воплощение своих представлений о будущем Церкви. И все, как водится, будут в той или иной мере разочарованы, в случае если проект «патриарх Тихон» станет явью.
Правда, сам Тихон призывает всех «успокоиться», уверяя, что «ничего серьезного в этой теме нет даже в помине» и что «плох тот монах, который мечтает стать патриархом». Но зачем-то добавляет: «Чтобы стать патриархом, я должен пять лет управлять епархией». Такой барьер, для справки, не вытекает ни из каких церковных установлений: в Уставе РПЦ говорится лишь, что кандидат в патриархи должен обладать «достаточным опытом епархиального управления». Куда большего смысла этот срок исполнен в политической системе координат: через пять лет ребром встанет вопрос о следующем хозяине Кремля. Если исходить из публично продекларированных планов власти, то хозяин будет новый, и, стало быть, уходящий глава государства будет крайне заинтересован в том, чтобы на «хозяйстве» оставались его люди, обеспечивая преемственность и стабильность. Не исключая и главную нашу «сверхъестественную монополию» — РПЦ.
Короче говоря, зарекаться от дальнейших командных высот его высокопреосвященству никак не приходится. Что, кстати, вполне соответствует и максиме, сформулированной юбиляром в его книге: «Все придет, если будет на то воля Божия».
Читайте материал: «Духовник Путина» Тихон Шевкунов станет патриархом»: комментируют Кураев и Чаплин