Как уверяют американцы, в мире есть масса вещей гораздо более ценных, чем деньги, но все они стоят очень больших денег. В чем-то они правы. Возьмем хотя бы образование. По статистике, без малого 70% российских семей с доходами ниже уровня прожиточного минимума имеют детей. И именно эти дети учатся много хуже, чем их сверстники из семей более благополучных. Многие из них никогда не достигнут базового уровня функциональной грамотности, а с ней — шанса на качественное профобразование, успешную карьеру и адаптацию в современном обществе. Это их карма — путь, которым бедность вновь и вновь воспроизводится все в новых поколениях. И ее корни, по словам научного руководителя Института образования Исака Фрумина, «закладываются через неуспешность в детстве, в системе образования».
На самом деле проблема неуспешности (это когда государство вкладывает в образование человека больше, чем тот, благодаря обучению, потом заработает) не российское ноу-хау. С ней знаком весь мир. Но если за бугром с неуспешностью детей активно борются через целевые госпрограммы поддержки отдельных учеников, школ и даже целых регионов компактного проживания проблемных семей, то в нашей стране этого не происходит. Россия, наподобие персонажа «Второй драматической симфонии» Андрея Белого, как шла, так и идет неизвестно куда, и никакая сила не может изменить этого пути.
Наши политики, по словам ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, не только не борются с образовательной неуспешностью, но об этой проблеме даже не думают. «А проблемы между тем копятся. В средней школе каждый четвертый учащийся не достигает минимально необходимого порога грамотности. И в лучшем случае, отучившись затем в системе среднего профтехобразования, идет на непрестижную и тяжелую работу с зарплатой в 30 тыс. руб. в Москве или 15 тыс. руб. в регионах. Причем это еще не худшая траектория, ведь 5 млн молодых россиян в возрасте до 30 лет не работают вовсе, находясь в местах лишения свободы. Самое же невероятное, что, если после 10 го класса молодой человек вообще никуда не пойдет учиться, он будет зарабатывать больше, чем выпускник системы СПО!»
Сомневаться не приходится: частный извозчик-«бомбила», «челнок» или охранник сплошь и рядом зарабатывает больше, чем среднестатистический выпускник российского колледжа. А это создает беспрецедентную ситуацию отрицательного вклада систем общего и среднего специального профобразования в становление успешности человека!
Парадоксально, но факт! Система нашего образования выстроена так, что, не имея минимального стартового уровня, заканчивать колледж или даже школу просто незачем: это проторенный предшествующими поколениями путь к бедности. То ли дело примкнуть к ОПГ или в лучшем случае заняться «серым» бизнесом! Тем самым «фактически система профобразования работает у нас не как сглаживающий фактор социального неравенства, а как его углубитель. Так что единственный институт, который выводит сейчас нашего человека из неуспешности — это контрактная армия», — констатирует эксперт.
Конечно, в последние годы появились суперсовременные колледжи, не уступающие по качеству подготовки лучшим зарубежным практикам. Но их пока мало. Что же касается среднестатистических учебных заведений данного уровня, то они таковы, что 63% их выпускников утверждают, что, начав работать, ни разу не использовали профессиональных знаний. (Правда, о том же, надо признать, заявили и 42% выпускников российских вузов.)
Просветители XVIII века уверяли: когда 51% населения земли составят грамотные люди, наступит век всеобщего благоденствия. Увы, как свидетельствует опыт нашей страны, они заблуждались.