В одном пакете поправок парламентарии уместили сразу несколько самых больных вопросов.
Первый касается борьбы с браконьерством. Как пояснил «МК» сенатор Сергей Лисовский, в последнее время охотники-нелегалы освоили очень тонкую схему, которая позволяет им отстреливать особо ценных краснокнижных зверей прямо под носом у полицейских и лесников.
— Сначала в лес приезжает одна группа браконьеров, — рассказал Лисовский. — Они просто убивают зверя, ставят ему на тело GPS-метку и уезжают. Следом за ними приезжает другая группа и увозит животное. Эти люди уже без оружия. Даже если их остановит полицейский или инспектор, они говорят, что просто случайно нашли убитого зверя в лесу и вот как раз сейчас везут его сдавать в полицию. Придраться к ним невозможно — перевозчики не вооружены, ни в кого не стреляли.
В будущем же для таких ловкачей появится своя статья в Уголовном кодексе. Она установит ответственность за незаконный оборот особо ценных охотничьих ресурсов. Здесь имеется в виду приобретение, перевозка и хранение как целого зверя, так и его частей. То есть если у браконьера в багажнике машины обнаружится мясо или шкура тигра, отмахнуться фразой «Да оно в лесу валялось, я и подобрал» уже не получится. Наказания парламентарии прописали суровые: от 500 тысяч рублей до 1 млн рублей штрафа, три года тюрьмы или принудительные работы на такой же срок.
Кстати, ловить стрелков-нелегалов тоже станет проще. Сейчас парламентарии сетуют, что охотничьих инспекторов в стране мало. Зато есть лесники и ревизоры рыбнадзора. Но они по закону не имеют права наказывать охотников-нарушителей. Поэтому у думцев родилась идея дать возможность всем ловить всех. Это значит, что если лесник увидит браконьера, он будет иметь полное право сдать его с рук на руки стражам порядка. То же самое сможет сделать и инспектор рыбнадзора.
Второй проблемный момент, который обновленный закон призван устранить, касается тех, кто принимает участие в охоте, но сам живность не убивает. Как отмечают авторы в пояснительной записке, в первую очередь это егеря-загонщики. Они ищут, выслеживают, преследуют зверя, а потом перерабатывают его и увозят с «поля боя». При этом сами они никого не отстреливают. Однако нынешняя версия закона «Об охоте» почему-то ставит таких людей в положение нарушителей. Ведь у них нет специального разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В результате каждый егерь рискует нарваться на крупный штраф, просто выполняя свою повседневную работу. В такой же ситуации оказываются и те, кто обучает молодых охотников и натаскивает собак и ловчих птиц. Чтобы устранить недочет, в законе появится понятие «права на охоту». Возникать оно будет с момента получения охотничьего билета. С этим документом человек сможет спокойно ходить по лесу с ружьем, не опасаясь нападок со стороны правоохранителей. Получить такой билет, как говорится в тексте проекта поправок, сможет гражданин с 14-летнего возраста.
«Это позволит молодым охотникам не только обучаться охоте вместе со старшими товарищами, но и охотиться с использованием особых орудий, например самоловов, что особенно актуально для районов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, где охота является одним из средств существования местного населения», — отмечают авторы изменений в пояснительной записке.
Также в поправках говорится о так называемом безотлагательном отстреле дикого зверя, который представляет угрозу жизни людей. Парламентарии сетуют, что в действующей версии закона «Об охоте» об этом нет ни слова. В результате каждый, кто стреляет в волка или медведя, который забрел на огонек к человеку, с точки зрения буквы закона не спасает людей, а совершает преступление.
Если изменения будут приняты, экстренный отстрел агрессивного лесного гостя станет официальной работой инспекторов ГИБДД и охотничьих инспекторов.
«Учитывая высокую численность опасных и вредных хищников (волка, шакала, лисицы) для человека и сельскохозяйственных и домашних животных, существует необходимость предоставления возможности их добычи охотниками», — говорится в пояснительной записке.
Еще одно нововведение должно узаконить охоту в вольерах, то есть в искусственной среде обитания.
— При содержании и разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания требуется проведение селекции, в том числе для повышения трофейных качеств животных, — пояснил Сергей Лисовский. — Для этого необходимо проведение охоты в вольере.
Наконец, народные избранники прописали новые правила, призванные успокоить добросовестных пользователей охотничьих угодий. Нынешний закон, как признаются сами землевладельцы, заставляет их налегать на валерьянку. По правилам такие бизнесмены должны время от времени перезаключать специальные соглашения, на основании которых они пользуются землей. Но чтобы это сделать, участок приходится выставлять на аукцион. При этом никто из чиновников не дает гарантии, что гигантский кусок земли, куда бизнесмен вложил огромные деньги из собственного кармана, по результатам такого конкурса не перейдет кому-то еще.
— Действующие правила не дают охотпользователям гарантии долгосрочных инвестиций и сохранения вложенных в угодья средств, — отмечает Лисовский. — При этом владение такими землями частных лиц — это верный способ сохранить ресурсы животного мира. У государства нет на это денег. Поэтому в законе необходимо прописать, что добросовестный охотпользователь имеет право сохранять за собой свой участок земли и вносить в документы необходимые ему изменения без выставления надела на аукцион.