Кудзай приехала в Россию по студенческой визе из Зимбабве шесть лет назад. Девушка поступила на 1-й курс Приволжского медуниверситета по специальности «лечебное дело». В учебу окунулась с головой — очень хотелось по максимуму получить те знания, которые предоставляет российское образование. Училась Кудзай на платной основе, за весь курс ей пришлось заплатить около 1,5 млн рублей. Обучение проходило на английском языке, которым девушка владеет в совершенстве. Российский вуз для Кудзай был мечтой, ради которой она была готова свернуть горы. На ее родине профессия врача — очень престижная и хорошо оплачиваемая. С теми знаниями, которые студентка получила в России, она без проблем сможет устроиться на работу дома. Ей осталось окончить последний курс. Потом она планировала вернуться на Африканский континент и работать по специальности. Или если будут предложения, остаться практиковать в России. Вмешался случай.
— Кудзай — девушка добрая и общительная, — рассказывает ее знакомая Галина Лямина. — Так как она не говорит по-русски, круг ее общения ограничивается англоязычными людьми. Ей очень нравится в России, она постоянно принимала участие в разговорных клубах, где рассказывала о своей стране и слушала о нашей жизни.
Кудзай с детства исповедовала протестантизм. Поэтому после переезда в Россию стала посещать соответствующую церковь. Ею стала Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Библейский центр «Посольство Иисуса».
Некоторое время назад студентка выложила в соцсетях два ролика. В одном из них она сама приглашает студентов на вечеринку в церкви, посвященную первокурсникам. Несмотря на то что вечер состоится в храме, встреча носит светский характер, без богослужений и проповедей — студенты просто арендуют помещение. Второе видео — репост со страницы подруги. Девушка-африканка рассказывает о том, как она пришла к вере в Бога, о том, как вера изменила ее жизнь. Без призывов и приглашений присоединиться.
Публикуя эти ролики, студентка вряд ли понимала, что совершает что-то противозаконное. Да и кто бы об этом подумал?
Кудзай не повезло. Каким-то образом злополучные посты отследили сотрудники ФСБ. Их логику объяснить сложно. Евангельская церковь в России не запрещена, более того, пятидесятники имеют прямое отношение к христианству, так как это одно из направлений протестантизма. Девушку обвинили в осуществлении незаконной миссионерской деятельности и в нарушении режима пребывания иностранцев на территории РФ. Приехала в качестве студентки, а занимается совсем другим. Эта новость обрушилась на Кудзай как снег на голову.
Объяснить англоговорящей студентке тонкости российского правосудия сложно. Ведь определение закона о миссионерской деятельности так расплывчато, что если ему следовать, то совершать религиозные действия без страха преследования можно только у себя дома. Даже если русский — ваш родной язык, едва ли вы продеретесь сквозь законодательные дебри, пытаясь понять границы дозволенного. Читаем Федеральный закон 125, статью 24.1.
«Миссионерской деятельностью признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами».
Если следовать закону буквально, любой публичный разговор о вероисповедании можно приравнять к миссионерской деятельности. И наказать за это. Однако статья 28 Конституции РФ прямо гарантирует гражданам свободно выбирать религиозные убеждения и распространять их. И не ставит это право в зависимость от того, состоят они в какой-либо религиозной организации или нет. Получается парадокс — Конституция разрешает, а закон запрещает. Тем не менее юридическая практика показывает, что доказать невиновность осужденных по «миссионерским поправкам» можно. Правда, для этого требуется опытный юрист.
Кудзай назначили штраф и депортацию. Правда, сотрудникам университета удалось добиться, чтобы суд разрешил отсрочку отъезда до 30 июня. К этому времени студентка сдаст все экзамены и получит диплом.
— С нашей стороны важно сохранить для Кудзай возможность доучиться и получить диплом, — говорит пресс-секретарь медицинской академии Алексей НИКОНОВ. — Мы всегда готовы оказывать поддержку нашим студентам, особенно иностранным. Но в этом случае Кудзай даже не обратилась к нам. Если она совершила что-то, что запрещено законом, ей придется нести ответственность. Но ее наказание не в нашей компетенции, нам главное — ее доучить.
Юристы такую трактовку «преступления» Кудзай считают неправомерной.
— Ситуация плачевная, судьи толкуют действия студентки слишком широко, — считает адвокат от комитета «Гражданское содействие» Илларион ВАСИЛЬЕВ. — Совершенно очевидно, что здесь происходит вмешательство в свободу самовыражения и вероисповедания. Даже если человек приехал в Россию из другой страны, ему не должны указывать, что он должен постить в соцсетях. На практике получается, что для обвинения в нарушении миграционного режима можно придраться к чему угодно. Например, человек приехал по туристической визе и участвует в Интернете в дискуссии, где высказывается о достоинстве той или иной кухни мира. Его можно «притянуть» в занятии публицистической деятельностью. Это абсурд.
По словам юриста, Кудзай необходимо обжаловать решение и добиваться пересмотра дела.