«Родители бросались с кулаками»: как проходила учебная эвакуация в торговом центре

Трагедия в «Зимней вишне» ничему не научила москвичей

Kемеровская трагедия ничему не научила москвичей. После пожара в торговом центре в столичных мегамоллах в срочном порядке начали проводить учебные эвакуации. И как показала практика последних дней — горожане не спешат повиноваться сотрудникам, пытающимся вывести их на улицу. Пару дней назад во время эвакуации в крупном ТЦ на северо-западе Москвы посетители не просто отказывались подчиняться требованию персонала покинуть здание, но и грубили охране, а также демонстративно уводили детей в противоположном направлении. В качестве причин для отказа звучало: «Наши дети замерзнут на улице», «Мы не доели обед» и т.п. При этом люди не знали, что тревога была учебная.

Трагедия в «Зимней вишне» ничему не научила москвичей

После пожара в Кемерове, унесшего жизни 64 человек, прокуратура направила в московские торговые центры требование срочно провести учебные эвакуации до 31 марта. Что и было сделано в среду 28 марта, то есть на четвертый день после трагедии, в одном из самых крупных ТРЦ Москвы.

В обеденное время по всей территории по громкой связи прозвучал сигнал тревоги: «Просьба всех находящихся в торговом центре срочно покинуть здание!» Услышали его и посетители детского городка профессий, который расположен на верхнем, четвертом этаже.

— Не мешкая ни секунды, мы сообщили нашим гостям, что объявлена эвакуация. Причин для паники нет, мы знаем, что делать, и организованно выведем их на улицу, — рассказывает сотрудница детского парка Мария. — В каждом отсеке, где обучают профессиям, у нас лежит набор для этого случая: термоодеяла, фонарики, веревка с узлами, за которые дети должны хвататься и паровозиком идти вслед за взрослыми. Мы раздали это детям. Их родители были рядом. Мы собрались и вышли в ближайший эвакуационный выход.

Вещи, оставленные в камере хранения, посетителям забрать не разрешили. Этот факт чрезвычайно расстроил взрослых. Как и то, что детям без верхней одежды придется выйти на улицу, а в ресторане оставался нетронутым подготовленный обед. Когда группа оказалась на лестничном пролете, родители подняли панику и оказали сопротивление сотрудникам. Одна из мам просто схватила дочь и убежала в противоположном направлении от эвакуационного выхода, через мгновение затерявшись в толпе. Другой папа начал матом орать на сотрудника, выводившего школьников из ТЦ. Дети испугались и заплакали. Еще одна мама начала отпихивать охранника и кричать, что не поведет ребенка на мороз. Секьюрити попытался донести до посетительницы важность происходящего: «Женщина, поймите, у нас эвакуация, пройдите на улицу!» Доводы про термоодеяла и теплые автобусы тоже не возымели должного воздействия. Началась потасовка. Родители не стеснялись в выражениях, чтобы донести до персонала все, что они думают об «их» эвакуации. При этом ни один из них не знал, что здание на самом деле не охвачено огнем.

— На сотрудников вылился такой поток злобы и негатива, что мы были просто поражены, — говорит Мария. — Думали, нас поблагодарят, ведь мы в кратчайшие сроки вывели их на улицу целыми и невредимыми. Мы, сотрудники, знали, что это учебная тревога. Но посетителям мы об этом, естественно, не говорили, чтобы было полное ощущение опасности, чтобы они воспринимали все всерьез. Так что все было очень натуралистично.

Сотрудникам все-таки удалось вывести людей. Расстояние от детского центра на четвертом этаже до выхода на улицу они преодолели буквально за пять минут. У выхода посетителей ждали отапливаемые автобусы — то есть на свежем воздухе дети побыли максимум 30 секунд. Потом все спокойно поднялись обратно на 4-й этаж: на все про все ушло около 15 минут.

По возвращении посетители продолжили высказывать претензии, главной из которых была: «Почему у вас все так неорганизованно?» Также людей очень расстраивало, что они впустую потратили время. Сотрудники попытались объяснить, что учения проводятся для их же пользы, указывали, что им удалось выбраться из здания в кратчайшие сроки целыми и невредимыми. А ведь в случае настоящего ЧП это самое главное. Но взрослые все равно были недовольны. Даже после того, как ресторан предоставил им скидку за причиненные неудобства и бесплатные билеты с открытой датой посещения.

— Обидно и то, что дети, глядя на родителей, тоже начали ругаться и возмущаться! — описывает картину Мария. — Никому из родителей не пришло в голову объяснить, для чего это делается. Это сделали мы: собрали всех школьников и спросили их: «Вы видели, что случилось в Кемерове?» Они кивнули. Тогда мы объяснили им, что сейчас мы учимся, чтобы с нами такого не произошло. Чтобы мы знали, что делать в случае опасности. И дети поняли! У них поменялось отношение к учебной тревоге.

Случившееся, увы, показывает, что даже самые страшные трагедии не всегда способствуют тому, чтобы люди сами задумались об ответственности за свою жизнь и за жизнь своих детей. Ни оставшиеся в торговом центре вещи, ни недоеденный обед, ни риск простудиться на морозе без куртки не стоят того, чтобы подвергать себя реальной опасности. Да, в этот раз эвакуация была учебной. Зато у посетителей был шанс в максимально спокойной обстановке научиться действовать правильно. Ведь и в «Зимней вишне», по свидетельствам очевидцев, сигнализация часто срабатывала вхолостую и никто не обращал на нее внимания.

Кстати, в последние дни москвичи обратили пристальное внимание на доступность эвакуационных выходов в магазинах. Народные проверки выявляют грубейшие нарушения: во многих ТЦ спасительные двери по-прежнему закрыты. На ключи, на замки и даже на велосипедные тросы — чтобы уж наверняка. Некоторые для убедительности клеят таблички с надписью «Закрыто».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27650 от 31 марта 2018

Заголовок в газете: Не спастись любой ценой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру