Перечень новых образовательных трендов нашей школы большинство экспертов начинают с индивидуализации образования. Объем изучаемого материала, констатировал учитель обществознания школы «Покровский квартал» Михаил Митин, и правда так вырос, что охватить его целиком ребенок уже не может. Так что единственный выход — выбор специализации.
Часто отмечается и превращение учителя из некогда основного транслятора знаний в навигатора поиска и критической оценки нужной информации в Интернете. То же касается и школьных учебников, устаревающих буквально на глазах. А параллельно меняется и формат обучения: его переориентация на психофизические особенности подростка и в том числе расширение игрового обучения (в качестве примеров можно привести образовательные батлы или мультипликационные версии изучения нового материала, о которых уже писал «МК»). Однако главные, поистине революционные новшества, как оказалось, нас ждут впереди.
Как раз сейчас столичные учителя верстают программу развития образования до 2025 года. Она-то и ляжет в основу этой «тихой» революции.
Прежде всего исчезнет классно-урочная система немецкого образца, пришедшая в российскую систему образования более 200 лет назад и с тех пор безраздельно в ней господствовавшая. Ее сменит система «ПОТОК», предполагающая персонифицированную образовательную траекторию для каждого школьника. Причем как отдельные учебные курсы, так и более крупные учебные модули впервые можно будет выбирать не только в своей собственной школе, но и в любых других местах. Например в вузах. Между тем другая новая система — «РОСТ» — позволит зачесть эти внеурочные достижения в родной школе, переведя их в привычные школьные отметки.
На практике это означает, что в отечественной системе образования готовится революция. Наша школа теряет прежнюю монополию на оценивание знаний учащихся и будет делить ее впредь со всей городской средой. На практике это будет выглядеть так. Занимался, скажем, ребенок в спортсекции, сдал там нормативы на значок ГТО — и получил за это в классном журнале «пятерку» по физвоспитанию. То же с победой в финале олимпиады, к примеру, по истории. Или с успешным участием в научной конференции по биологии, куда его направили из научного кружка по этому предмету. Короче, на образовательные результаты каждого ребенка будет работать весь город — эдакая урбашкола.
Правда, путь к будущим достижениям заметно загромождают нынешние препятствия. Например, недостаточная техническая оснащенность школы, особенно в глубинке (как оказалось, даже в текущем, 2018 году к Интернету обещают подключить лишь 90% отечественных школ). Или сверхзагруженность педагогов, не оставляющая времени на качественную подготовку к урокам. Однако главной помехой может стать неразвитость института тьюторства, без которого индивидуализация обучения детей попросту немыслима.
Именно тьютор помогает школьнику учиться самостоятельно и в том числе облегчает выбор собственной образовательной программы. Между тем в массовой отечественной школе тьюторов как не было, так и нет. Или хуже того: «Слово «тьютор» появилось, но это скорее имитация, — заявила «МК» магистр педагогики МПГУ, тьютор с 10-летним стажем Юлия Изотова. — У нас много того, что в образовании должно быть, но по факту нет. Учитель в обычной средней школе также не рвется добровольно отдать свое место тьютору. Вообще любые системные преобразования в образовании идут очень сложно».