"Как я переехал в Нидерланды": рассказ российского ученого

Перебрал двести вакансий, пока нашел подходящую

В продолжение цикла статей о жизни наших соотечественников за рубежом «МК» публикует монолог молодого ученого Антона, переехавшего из Москвы жить в один из провинциальных городков в Нидерландах. Итак, чем голландская наука отличается от российской? Зачем приезжим надо проходить флюорографию? И почему голландцы предпочитают старенькие велосипеды?

Перебрал двести вакансий, пока нашел подходящую
Жители Нидерландов особенно ценят домашний уют.

тестовый баннер под заглавное изображение

Решение уехать на Запад подавляющему большинству россиян дается нелегко, однако для меня оно было естественным продолжением жизненных планов. В девяностые, когда телевизор пестрил пропагандой западного образа жизни, никто не спрашивал себя, почему «там» лучше, но все знали, что за границей происходит нечто цивилизованное, качественно отличное от российской жизни.

Поэтому с юности я бредил идеей жить на Западе и всю жизнь в России посвятил наработке опыта и навыков, которые особенно ценят зарубежные работодатели. Не слишком привлекательная для россиян карьера академического ученого означала за границей высокую заработную плату, достойный уровень социального обеспечения и комфортные условия труда.

До последнего момента я думал переехать в США, где мне уже несколько раз довелось побывать. Но как раз когда я основательно подготовился к эмиграции за океан, отношения России и Америки вошли в крутое пике, и я вынужден был отказаться от переезда в Новый Свет.

Работу за рубежом я искал через бесплатные сайты с объявлениями и, перебрав порядка двух сотен вакансий, нашел наконец подходящую мне. С моим резюме при желании можно было устроиться куда угодно, но я остановил свой выбор на Нидерландах как на богатой, свободной и новаторской стране. Тем не менее до переезда об этом государстве я не знал практически ничего, а его язык, культуру и законы начал изучать где-то за две недели до рейса в Амстердам.

Сложнее всего человеку дается первый переезд от родителей. Каждый следующий подобный шаг оказывается все легче и легче, поэтому и эмиграция для меня оказалась не сильно сложнее в моральном плане, чем был когда-то переезд в Москву на учебу. К тому же быстрота получения визы, обилие социальных льгот и солидное финансовое обеспечение переезда со стороны работодателя не дали мне ни на минуту пожалеть о сделанном выборе.

Языковой барьер обходится недешево

Самое первое впечатление Голландия и голландцы произвели на меня еще в аэропорту «Шереметьево», когда я сел на транзитный рейс Королевской авиационной компании Нидерландов. Нидерландский язык звучит очень непривычно для русскоговорящих, так как включает в себя много шипящих и рычащих звуков. Это делает речь голландцев похожей на язык сказочного народа из западноевропейских сказок.

Рожденные и выросшие в девяностые, на мой взгляд, обладают навыками, которые позволяют выживать в любой мыслимой ситуации. На фоне сытых и довольных европейцев человек, жизнь которого носит отметину девяностых, выделяется диковатостью и готовностью к худшему. Поэтому я был готов к любым трудностям, связанным с переездом, но их, к удивлению, оказалось легко пережить.

Для только что приехавшего в страну иностранца поиск жилья осложняется языковым барьером, разделяющим предложения об аренде и покупке для голландцев и для приезжих. Так, разница в стоимости аренды для иммигранта и для местного может достигать четверти суммы. В то же время Нидерланды могут приятно удивить разнообразием рынка вторичного жилья. Здесь можно найти комнаты в домах и квартирах, коттеджи, таун-хаусы, квартиры в современных жилкомплексах и даже дома-лодки. Удивляет также множество предложений аренды помещения без мебели, напольного покрытия и домов без встроенной техники. В том числе поэтому здесь сформирован большой рынок бывшей в употреблении мебели, предметов интерьера, кухонной и бытовой техники. Нидерландцы любят торговаться, поэтому при известной сноровке все необходимое для дома можно купить за копейки.

Все желающие получить вид на жительство в Нидерландах должны сделать флюорографию в рамках борьбы с туберкулезом. Из-за специфического влажного климата к этому здесь относятся серьезно, за просрочку — на тест дается определенное время с момента въезда — сделают выговор.

Как таковой волокиты с документами в этой стране практически нет, потому что они представляют собой чипованные электронные карты — персональные идентификаторы в электронных системах. А благодаря слаженной работе муниципалитетов, банков и организаций сервиса оформление документов, например, на покупку авто или медицинской страховки занимает считаные минуты и зачастую может быть выполнено онлайн. Но если для граждан Нидерландов государственные услуги бесплатны, иностранцу за все это придется раскошелиться.

Качество медицинского обслуживания варьируется в зависимости от выбранного страхового плана, но ни я, ни мои коллеги никогда не жаловались на медицинских работников или на качество оказанных услуг.

Любовь голландцев к велосипедам переходит все границы.

Велосипедов больше, чем людей

Говоря о транспорте в Нидерландах, отдельно стоит отметить поезда. Голландия — страна маленькая, и потому здесь почти не встречаются поезда дальнего следования, как в России. Напротив, большинство из них представляет собой комфортные электрички с мягкими креслами и туалетами. Для удобства существует официальное мобильное приложение, которое позволяет планировать железнодорожное путешествие с пересадками, а также дает полную информацию о поезде, начиная с внешнего вида и количества вагонов и заканчивая указанием платформы прибытия и отбытия. Также ведется учет статистики загруженности. Так что, используя это приложение, можно избегать забитых вагонов в час пик.

В Нидерландах больше велосипедов, чем людей, — и тут давно действует особая политика в отношении велосипедистов. Для них построены отдельные дороги и даже междугородние веломагистрали, на большинстве перекрестков работают отдельные велосипедные светофоры. И, конечно, хватает защищенных велопарковок.

Помимо этого практически на каждой железнодорожной станции существует круглосуточный прокат фирменных велосипедов, сделанных по спецзаказу нидерландских железных дорог, а приблизительно за шесть евро можно целый день свободно перемещаться на поезде со своим собственным велосипедом.

Надо ли говорить, что первым делом по приезду сюда я купил велосипед и с тех пор активно им пользуюсь. Правда, вместе с этим видом транспорта тут принято приобретать массивную цепь. Если оставить своего железного коня на ночь неприкованным, с утра рискуешь не обнаружить его на месте. Как шутят голландцы, в таком случае ты приобретаешь моральное право самостоятельно восстановить справедливость и тоже умыкнуть чей-нибудь велосипед. Впрочем, не такая уж это и шутка. Поэтому новые велосипеды здесь не особенно в ходу: полуразвалившуюся колымагу вряд ли кто-нибудь украдет.

Голландия известна своими сырами и рыбными блюдами.

Вход только для своих

Голландцы в подавляющем большинстве свободно владеют английским и немецким языками, и это значительно упрощает навигацию в городах и общение в рамках рабочего процесса. Однако голландский язык выучить непросто: даже после нескольких лет на языковых курсах бывает сложно разобрать речь собеседника на слух. Сами жители Нидерландов предпочитают переключаться на английский, как только понимают, что разговаривают с иностранцем. А наши робкие попытки пообщаться с ними на родном языке просто игнорируют. И это тоже не способствует быстрому изучению голландского.

Местные жители, конечно, стараются отгораживаться от иммигрантов и даже туристов. Например, существуют общественные заведения «только для своих». Фейс-контроль там гениален в своей простоте: заплатить за еду и напитки в них можно только голландской банковской картой, наличные и карты других банков они не принимают, о чем сразу сообщают на входе.

Но в этом, на мой взгляд, нет ничего противоестественного. Судя по моему опыту работы в интернациональных коллективах в России, русские точно так же общаются на своем языке в присутствии иностранцев, предпочитают проводить свободное время в компании местных друзей и предлагают перейти с русского на английский в разговоре с иностранцами. Что же касается взглядов местных жителей на нашу страну, то довольно часто от них можно услышать положительное мнение о царской России, хотя о России современной обычный голландец знает немного.

Так как промозглый климат, переменчивая погода и скудный ландшафт Нидерландов не позволяют долго находиться на улице, люди часто путешествуют в другие страны. Среди других европейцев у голландцев сложилась репутация любителей домов на колесах, автокемпинга и длительных туров на юг зимой.

Важную роль в жизни каждого обитателя страны с таким климатом занимает создание домашнего уюта, из-за чего жители Нидерландов тратят существенные суммы на ремонт, мебель и аксессуары для дома. Здесь любят дружескую атмосферу уюта, носящую название gezelligheid (ближайший русский эквивалент этому слову, наверно, «в тесноте, да не в обиде»). Более привычным русскому читателю аналогом этого феномена является датское «хюгге».

Лично я все свободное время стараюсь заполнить отдыхом и велопрогулками, чтобы компенсировать недостаток двигательной активности из-за сидячей работы. По праздникам посещаю близлежащие города.

Ученая среда

С теми, кто остался в России, связь поддерживаю, к сожалению, редко: совсем нет времени! В городе, в котором я живу, как такового русскоязычного сообщества нет, есть только пара коллег с Украины на работе.

Впрочем, не могу сказать, что я скучаю по родине. Возможность вернуться туда я рассматриваю только при крайней необходимости. Я свою жизненную позицию не поменял. Дело в том, что для каждого ученого важно находиться в активной и хорошо финансируемой научной среде. А общий настрой современной российской интеллигенции, судя по моему опыту работы в отечественной науке, можно охарактеризовать исключительно отрицательно.

В Европе передо мной открылись куда более привлекательные карьерные перспективы. Для молодого ученого здесь построены университеты и лаборатории, выделены деньги, а профессора желают поделиться своими знаниями для обеспечения преемственности в науке. Социальные льготы для работников академической сферы здесь лучше, чем для коммерческой: отпуск по продолжительности приближается к полутора месяцам, для молодых специалистов-иностранцев предоставляются налоговые льготы, ежегодные индексации зарплаты и премии. Не стоит забывать и о позитивной и дружелюбной рабочей атмосфере, об акценте на высокой культуре труда и эргономике.

А в России, увы, управление наукой оставляет желать лучшего. При одинаковом объеме финансирования в Нидерландах из инвестиций можно извлечь гораздо больше научной пользы — благодаря четко отлаженной системе заказов оборудования и материалов, отсутствию коррупции и слаженности работы академической системы страны с ориентацией на открытость и честность.

И, конечно, здесь не приходится задумываться о компенсации затрат из личных средств и вообще о том, заплатят ли тебе за работу. Например, в России мне до сих пор не оплатили курс лекций, проведенный более полугода назад в летней школе в Санкт-Петербурге, несмотря на жалобы различным руководителям.

Так что мне бы хотелось встретить зрелые годы на севере Европы, где сконцентрировано большинство исследований в моей области науки. На втором плане, конечно, открытие собственного бизнеса. За этим стоило бы переехать в США, но временно и уже с европейским гражданством.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27637 от 16 марта 2018

Заголовок в газете: О чем шипит и рычит Голландия

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру