Редакция 78.ru привела данные материалов проверки авиакомпании «Саратовские авиалинии», где говорится о многочисленных нарушениях. В частности, из-за экономии средств, летчикам недоплачивали. У 22 сотрудников авиакомпании, среди которых пилоты и инженеры, имели просроченные летные свидетельства. Четыре вторых пилота, десять бортинженеров и восемь командиров экипажей не продлевали свои лицензии с 2014 года.
Более того, в документах проверки говорится, что «смена пилота не может продолжаться больше 12 часов, но у сотрудников авиакомпании они достигали 22 часов». Летчикам не проводили нужные медосмотры.
За эти и ряд других нарушений, комиссия Росавиации, проверявшая «Саратовские авиалинии» незадолго до трагедии, вынесла предписание «ограничить деятельность компании» до устранения всех выявленных недостатков. Крайним сроком выполнения предписания было определено 18 января 2018 года. Напомню: Ан-148 «Саратовских авиалиний» разбился в Подмосковье меньше, чем через месяц после этого – 11 февраля.
К тому же по странному стечению обстоятельств, подчеркивает издание, второй пилот разбившегося Ан-148, обучался в том же самом учебном центре «ЧелАвиа», материалы о котором фигурировали в деле расследования авиакатастрофы 2013 года в Казани, где упал «Боинг» в результате чего погибли 50 человек, так как один из летчиков просто купил летный сертификат в этом центре.
«МК» тоже писал о «ЧелАвиа», которое Росавиация лишила лицензии на обучение пилотов. По данным наших источников, с реальным налетом Сергея Гамбаряна комиссия по расследованию катастрофы Ан-148 тоже пока не может разобраться – все слишком запутано. Однако последние слова экипажа практически однозначно подтверждают, что летчики так и не смогли разобраться с показателями датчиков скоростей в результате чего началась паника, которая привела к катастрофе.
Подробнее о последних переговорах пилотов читайте в нашем материале
Такого рода нарушения, как были обнаружены проверкой в «Саратовских авиалиниях» - это норма для всех авиакомпаний, или исключение? На этот вопрос «МК» попросил ответить пилота одной из ведущих российских авиакомпаний, летчика с 45-летним стажем Владимира Сальникова:
- Есть 139-й приказ Минтранса об установлении полетных смен и регламентации рабочего времени летного состава. Все авиакомпании – региональные они, или центральные – обязаны действовать в рамках этого документа, то есть составлять график полетов таким образом, чтобы у летчиков было время для отдыха. Но в данный момент у нас отсутствует отраслевая инспекция, которая могла бы за этим следить.
Во времена СССР была инспекция Министерства гражданской авиации, которая регулярно проводила независимые проверки. Сейчас все эти инспекции проводятся внутри своей авиакомпании ее собственной инспекцией. И если такая инспекция найдет какие-то нарушения, то кому она о них доложит? Естественно, летному директору и гендиректору. А те своим подчиненным «инспекторам» запросто могут сказать: вы ничего не видели и ничего не слышали. Значит, нарушения будут продолжаться и по рабочему времени, и по времени отдыха экипажей между полетами.
Если раньше, во времена СССР, за такие нарушения инспекция наказывала как летчиков, так и руководство компании, то сейчас могут наказать командира только если он кому-то из руководства компании неудобен. А если числится в «отличниках», то ему скажут все нормально, продолжай работать, ведь чем больше ты летаешь, тем больше получаешь, а деньги ведь тебе нужны?
А что касается просроченных пилотских свидетельств... Информация о сроках свидетельств занесена в компьютерную базу компании, и если срок свидетельства истек, а я, допустим, не прошел механизм его продления, то меня планировать в полет никто не будет. По крайней мере, в нормальной авиакомпании. Так, во всяком случае было раньше. Теперь же в пилотском свидетельстве иногда ставится штамп «бессрочное». Но в компьютерах авиакомпаний все равно указан срок, после которого летчик должен подтвердить свою квалификацию. Если этого нет, то планировать в полет его не имеют права. Как в «Саратовских авиалиниях» – не знаю. Но не может быть такого, что сертификат у тебя закончился, а ты продолжаешь летать. Это значит в тюрьму надо сажать и летного директора этой авиакомпании, и гендиректора, и всех остальных руководителей.