Неизвестное покушение на Ленина: при переезде в Москву заминировали мост

Как происходил перенос столицы из Петрограда

Юбилей государственного масштаба: 100 лет назад российская столица была перенесена с берегов Невы в Москву. Немало интересных фактов о хитросплетениях этой эпопеи, которую большевики провели в сложнейших условиях — под носом у наступающих немцев, активизировавшейся контрреволюции, — собрал в свое время знаток истории отечественной техники Александр Никольский. Сегодня мы публикуем некоторые эпизоды, о которых он рассказывал корреспонденту «МК» во время встреч.

Как происходил перенос столицы из Петрограда
Картина С. Светилицкого.

тестовый баннер под заглавное изображение

Мастера дезинформации

За свое нынешнее столичное звание Белокаменная должна благодарить немцев, возобновивших в середине февраля 1918-го наступление на фронтах, и начальника штаба Высшего военного совета республики М.Д.Бонч-Бруевича.

21 февраля правительство Советской России приняло декрет «Социалистическое отечество в опасности!». А через считаные дни неприятельские войска оказались уже не так далеко от Петрограда. Есть сведения, что в столь отчаянных условиях Петроградский комитет партии даже предполагал в ближайшем будущем перейти на нелегальное положение и попросил ЦК РСДРП(б) выделить для этого необходимые денежные средства. Что же касается нового, большевистского руководства страны, то ему оставаться в прифронтовом городе было и вовсе опасно.

26 февраля состоялось экстренное заседание Совнаркома, на котором приняли решение о переносе столицы. Последней каплей, которая окончательно склонила большевистских лидеров к эвакуации в Белокаменную, стала докладная записка Бонч-Бруевича: «Германцы занимают Псков и, вероятно, в ближайшее время утвердятся в Нарве. При такой близости неприятеля считаю необходимым доложить, что правительству надлежит теперь же уехать из Петрограда, например, в Москву...»

Перевезти по железной дороге на 700 верст правительство страны, госучреждения с соответствующим весьма громоздким их «хозяйством» — очень сложная задача даже в мирное время. А тут неприятельские войска совсем неподалеку, участившиеся антибольшевистские выступления... И самое опасное — что в оппозиции к «ленинцам» оказался мощный профсоюз транспортных рабочих Викжель (Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного транспорта), к руководству в котором пришли эсеры.

При создавшейся ситуации «верхи» РСДРП(б) проявили себя отличными мастерами конспирации и дезинформации.

Подготовка к переезду в Москву уже шла полным ходом, когда 1 марта «Правда» опубликовала официальное заявление: «1. Все слухи об эвакуации из Петрограда Совнаркома и Центрального Исполнительного Комитета совершенно ложны. СНК и ЦИК остаются в Петрограде и подготавливают самую энергичную оборону Петрограда. 2. Вопрос об эвакуации мог бы быть поставлен в последнюю минуту в том случае, если бы Петрограду угрожала бы самая непосредственная опасность, чего в настоящий момент не существует».

Подобное же заявление сделал в печати председатель ВЧК Дзержинский: слухи о переносе столицы не имеют под собой основания. Одновременно с этим власть запустила в массы еще одну «дезу»: мол, правительство все-таки покинет Петроград, но уедет оно не в Москву, а в Нижний Новгород. Об этом управделами Совнаркома В.Д.Бонч-Бруевич (брат начальника штаба) «под большим секретом» упомянул во время своего разговора с руководителями Викжеля.

А когда начавшееся масштабное перебазирование «руководящих инстанций» в Белокаменную уже нельзя было скрывать, большевистские вожди постарались «навести тень на плетень». В «Правде» появилось «Обращение Военно-Революционного комитета при Петроградском Совете к гражданам Петрограда», подписанное Львом Троцким: «...СНК и ЦИК выехали в Москву на Всероссийский съезд Советов...»

В это же самое время в некоторых газетах появились публикации, оправдывающие перевод столицы в другой город. «Петроград представляет собой объект для нападений и наступлений, во втором случае ему грозит также постоянная угроза нападения не только с суши, но и с моря... Поэтому, если нужно вообще сохранять столицы, то, конечно, нужно избавить их от риска быть захваченными врагом» («Знамя труда», 9 марта 1918 г.).

Вождь №1 и вождь №23

Самой важной задачей было перевезти из Петрограда в старую-новую столицу Ленина и его ближайших соратников, не подвергая их жизнь опасности.

В архиве сохранился составленный 3 марта 1918 года список VIP, отправлявшихся в Москву. Под №1, естественно, значится Владимир Ильич — с женой, сестрой и 20 пудами багажа. Под №2 — Бонч-Бруевич В.Д. с четырьмя членами семьи и 30 пудами багажа... А под скромным №23 — Сталин И.В. без членов семьи и с 10 пудами личного имущества... Вот такая тогда была у большевиков иерархия.

Сами сроки эвакуации первых лиц сохранялись в строжайшей тайне. Для подстраховки от возможных диверсий и эксцессов организаторы переезда во главе с В.Д.Бонч-Бруевичем продолжили использовать тактику «всеобщего запутывания».

6 марта отдельным поездом в Москву отправили Наркомат путей сообщения. В ночь с 8 на 9 марта от перронов петроградского Николаевского вокзала отошли один за другим два пассажирских состава с делегатами Съезда Советов (причем для пущей безопасности во время путешествия делегатов-большевиков специально «перемешали» в купе с эсерами и представителями других фракций). Посадка в эти поезда уже заканчивалась, когда публика, толпившаяся на вокзале, увидела, как из подъехавшего автомобиля в один из вагонов перешел Яков Свердлов. Характерный профиль председателя ЦИК мелькнул за шторами одного освещенного окна, другого... Никто из посторонних даже не догадывался, что еще минуту спустя открылась вагонная дверь с противоположной от перрона стороны и Яков Михайлович тайком спрыгнул с задней площадки на пути. Никем не замеченный, он перебрался в соседний состав.

По сведениям, которые нашел в архивных источниках А.Никольский, для перевозки партийных и правительственных лидеров в Москву было подготовлено три особых, литерных поезда. Причем один из них для этого специально пригнали в Петроград из Белокаменной, другой — с Северо-Западной железной дороги... Неожиданная проблема возникла с локомотивами для спецсоставов. В депо Петроград-Пассажирский-Московский шли митинги рабочих и локомотивных бригад, недовольных новой властью, и выделять паровозы под литерные поезда там отказывались. Лишь с большим трудом организаторам переезда удалось договориться с деповскими.

«День Х» наступил 10 марта. Два специальных поезда подали под погрузку и посадку к перронам Николаевского вокзала. Их отправление вечером было обставлено вполне официально. А еще один литерный (ему присвоили №4001) подогнали к «Цветочной площадке» — маленькой, неприметной железнодорожной платформе на окраине города, за Московской заставой. Здесь, вдали от посторонних глаз, в вагоны предстояло погрузиться Ленину и его приближенным лицам.

По данным А.Никольского, комендантом поезда назначили М.Цыганкова. (Впрочем, в некоторых других источниках упоминается, что эту должность исполнял П.Мальков — будущий комендант Кремля.) Для решения возникающих в пути «железнодорожных» проблем в литерном ехал также начальник службы движения Николаевской дороги Н.Скарман. Охрану пассажиров поручили надежным людям — отряду латышских стрелков из ста человек под командованием О.Берзиня. Основная масса их ехала в хвостовом вагоне, кроме того, посты вооруженных винтовками латышей дежурили на площадках каждого вагона, на паровозе. В будку машиниста протянули для осуществления оперативной связи полевой телефон, на тендере поставили пулемет...

Главные пассажиры — В.И.Ленин с женой Н.К.Крупской и сестрой М.И.Ульяновой, В.Д.Бонч-Бруевич — выехали из Смольного на машинах в 9.30. Причем окна дворца и после этого оставались ярко освещенными, чтобы все думали, что «хозяева» на месте. Автомобили, попетляв по улицам, вырулили наконец к «Цветочной площадке», оцепленной латышскими стрелками. Там Владимира Ильича и сопровождавших его провели к затемненному салон-вагону. Ради маскировки эта процедура проходила лишь при свете карманных фонариков.

Так же, в полной темноте и без традиционного гудка при отправлении, 4001-й тронулся в 10 часов вечера, выруливая по второстепенным путям на «главный ход». Согласно разработанному организаторами плану за 15 минут до этого от платформы Николаевского вокзала отошел другой литерный состав с «правительственными» пассажирами. Именно за ним и должен был пристроиться, выйдя на магистральный путь, поезд с Лениным. А в арьергарде следовал еще один из литерных спецсоставов, отправившийся с Николаевского. Благодаря этому поезд №4001 надежно был прикрыт и спереди, и сзади.

Все вроде бы шло спокойно. Как только «главный» литерный оказался на Николаевской магистрали, в вагонах зажгли свет. По воспоминаниям очевидцев, сразу после этого Ленин в своем купе занялся делом. Он писал очередную работу — «Главные задачи наших дней».

Однако без происшествий не обошлось. План спецоперации оказался нарушен уже в самом начале. За первым литерным составом с товарных путей Николаевского вокзала неожиданно тронулся «посторонний» поезд, да еще какой! Это был воинский эшелон, теплушки которого были набиты анархистски настроенными матросами, дезертировавшими с фронта. Из-за недостаточно четкой организации движения на железной дороге этот состав сумел вклиниться между головным литерным и «ленинским» поездами. Несколько раз при прохождении промежуточных станций эшелон-нарушитель пытались загнать на запасной путь, освободив дорогу 4001-му, однако агрессивно настроенная «братва», выскочив из вагонов, заставляла железнодорожников переводить стрелки на главный путь.

«Развязка должна была наступить на узловой станции Малая Вишера, где в то время все поезда обязательно делали остановку для смены паровоза или пополнения запасов топлива и воды на нем, — рассказывал Александр Никольский. — Когда среди ночи литерный, на котором ехал Ленин, подкатил к этой станции, она уже была полна высыпавших из теплушек воинского эшелона вооруженных дезертиров. Знали ли они о спецпоезде с главой большевистского правительства, неизвестно. Однако, как только 4001-й остановился, матросы попытались приблизиться к его вагонам... И наткнулись на шеренгу латышских стрелков, ощетинившихся штыками. А с крыш вагонов грозили стволы нескольких пулеметов. Навстречу анархистам вышел в сопровождении десятка бойцов Берзиня В.Бонч-Бруевич и предложил немедленно сдать оружие и разойтись по вагонам. Оказавшись под прицелом, дезертиры вынуждены были повиноваться. В итоге техническая остановка в Малой Вишере обошлась без стрельбы. Эшелон-нарушитель с запертыми в теплушках буйными матросами перегнали на запасной путь, а литерные правительственные поезда двинулись дальше уже в запланированном порядке».

Этим ЧП неприятности не закончились. Никольскому удалось обнаружить сведения о том, что эсеры-боевики все-таки смогли получить конкретную информацию о переезде Ленина в Москву и предприняли попытку покушения на него: ими был заминирован один из мостов на Николаевской магистрали. Однако чекисты успели обезвредить эту мину.

В итоге переезд советского правительства завершился благополучно. В 8 часов вечера 11 марта литерный состав №4001 подкатил к перрону Николаевского вокзала в Москве.

Наркомы в «Национале»

Газеты, конечно, не оставили без внимания столь важное событие.

Еще в преддверии прибытия «петроградцев» некоторые журналисты ерничали. «Что такое Москва? Провинциальный город с двухмиллионным населением, живущий своей жизнью, куда явятся тысячи пришельцев из Петрограда, чтобы править не только Москвой, но и всей Россией… Всякий, кто знает Москву, с трудом представит себе сочетание Тверской и народного комиссара Троцкого, Спасских ворот, где снимают шапки, и Зиновьева, московское купечество и мещанство, насквозь пропитанное истинно русским духом, и интернационалистический ЦИК. Что из этого выйдет, скоро увидим…» («Новая жизнь», 9 марта 1918 г.).

«Вчера в Москву прибыл целый ряд поездов из Петрограда с представителями правительства и правительственных учреждений… С поездом прибыла масса вооруженных солдат, каких-то штатских и, наконец... представители центрального советского правительства. Вместе с Лениным приехали Зиновьев и управляющий делами Совнаркома Бонч-Бруевич» («Новое слово», 12 марта 1918 г.).

По прибытии в Белокаменную Ленина и других важных большевиков разместили в номерах гостиницы «Националь», тщательно охраняемой латышскими стрелками. Многочисленный «десант» сотрудников аппарата и государственных учреждений расселяли по другим, не столь престижным гостиницам. С простыми их постояльцами при этом не церемонились.

«Вчера в 9 часов вечера администрации меблированных комнат «Бельгия» на Тверской улице было предъявлено требование: освободить 30 номеров. Сроком для выселения был назначен 1 час» («Новое слово», 12 марта 1918 г.).

В качестве места для работы Совнаркома и ЦИК сразу же был выбран Кремль. Там шла напряженная работа по приспособлению для этой цели нескольких зданий.

Конечно, проведенный в экстренном порядке переезд властей в новую столицу не мог обойтись без накладок и недоразумений. Порой эти «закавыки» выглядели даже смешно.

Например, пресловутая ВЧК перевезла в Москву вместе с руководящим аппаратом и все свои архивы. А вот арестованных «контриков» оставили в Петрограде, причем без документов, которые объясняли бы, кто из них за что угодил в тюремную камеру. Петроградское бюро РСДРП(б) в связи с этим отправило в Москву жалобу на Дзержинского: «Бумаги он вывез, следователей вывез, а подсудимых оставил». Феликс Эдмундович отреагировал на критику. Через неделю он распорядился создать комиссию «для выяснения дел, которые должны быть продолжены следствием в Контрреволюционном отделе, и определения состава тех из арестованных, кои должны быть по этим делам переведены из Петрограда в Москву».

Еще один примечательный эпизод произошел во время разгрузки литерного состава на Николаевском вокзале. По воспоминаниям участника событий, когда уже практически все прибывшие в спецпоезде отправились на места своей новой «дислокации», а вслед за тем туда же было отправлено имущество, доставленное из Петрограда, вдруг обнаружилось, что на перроне «завалялся» драгоценный груз. Тревогу подняла секретарша наркомата иностранных дел: она увидела оставленный без присмотра большой ящик, наполненный золотыми кубками и вазами, позолоченными ложками-вилками... Это были парадные сервизы, предназначенные для сервировки банкетных столов при проведении официальных мероприятий наркомата.

Несколько дней потребовалось на то, чтобы хоть как-то адаптироваться на новом месте. И все это время формально Советская Россия оставалась государством без столицы. Лишь 16 марта на заседании IV Съезда Советов был окончательно узаконен перенос главного города государства из Петрограда в Москву.

«Гончая Малаховского»

Памятников в честь возвращения Москве столичного статуса нет. Напоминанием о столь знаменательном для Первопрестольной событии вплоть до недавнего времени служила только надпись металлическими буквами на внутренней стене Ленинградского вокзала (убранная при недавней реконструкции): «11 марта 1918 г. на этот вокзал в связи с переездом Советского правительства в Москву прибыл Владимир Ильич Ленин». Но мог, оказывается, быть и куда более представительный мемориальный знак — огромный красавец-паровоз.

Для того чтобы доставить литерные правительственные составы в новую столицу, были использованы лучшие по тем временам пассажирские локомотивы. Александру Никольскому и его коллегам, любителям истории железных дорог, удалось выяснить, что поезд №4001 вели паровозы серии С. Их называли еще «гончими Малаховского» — по фамилии инженера, спроектировавшего это чудо техники, способное разгоняться до 125 км/ч.

Тот «главный» поезд на 700-верстном пути тащили поочередно 4 «эски». Точно установлено, что на последнем участке — от Твери до Москвы — в голове состава шел паровоз С-245.

Во времена СССР существовала мода на увековечивание мемориальных «ленинских» паровозов: такие вошедшие в историю локомотивы до сих пор можно увидеть на Финляндском вокзале в Петербурге, рядом с Павелецким в Москве... Существовал проект установки в столице еще одного исторического паровоза — того самого С-245, который доставил Ильича в Первопрестольную весной 1918-го. Вернее, не того самого, а такого же.

Паровозы серии С исчезли с наших железных дорог еще более полувека назад. Энтузиастам-поисковикам повезло в 1978 году обнаружить последнюю уцелевшую «эску» (ее номер — С-68). Причем нашли ее не в какой-нибудь глухомани, а среди московских кварталов — на территории завода ЖБИ неподалеку от станции метро «Октябрьское поле», где старый паровик использовался в качестве котельной. Пять лет длилась эпопея со спасением и реставрацией «колесного раритета», активное участие в которой принимал и Александр Никольский. Специальным приказом министра путей сообщения паровозу присвоили обозначение С-245 — то же, какое было у «эски», прикатившей «ленинский» правительственный поезд в Москву в марте 1918-го. С одобрения самых высоких партийных инстанций подготовили проект стеклянного павильона, в котором предполагалось разместить мемориальный паровоз. Его хотели поставить на свободном участке между пассажирскими платформами Ярославского и Ленинградского вокзалов. Однако дальше чертежей дело не сдвинулось: в стране начался кризис. Отреставрированная «эска» несколько лет ютилась в депо Ховрино в Щербинке... Наконец в мае 1997 года редчайший паровоз совершил нелегкое для его почтенного возраста путешествие в Петербург, где занял место в Музее железнодорожного транспорта. Так потеряла Москва интереснейший памятник, напоминающий о ее «столичном превращении».

СПРАВКА "МК"

Еще на исходе царского правления, в 1915–1916 гг. рассматривались варианты с «разгрузкой» Петрограда от некоторых его столичных обязанностей. В частности, обсуждали планы вывести из города некоторые правительственные учреждения. Однако до реализации этого дело не дошло. Следующий «подход» к данной проблеме случился при Временном правительстве. Но тогда именно большевики, возглавляемые председателем Петросовета Л.Троцким, выступили с категорическим осуждением подобных планов, высказывая обвинения в том, что «буржуазия хочет сдать красный Питер немцам». А незадолго до октябрьского переворота планы эвакуации Временного правительства в Москву были названы большевистски настроенными членами Петросовета «дезертирством с ответственного боевого поста».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27632 от 7 марта 2018

Заголовок в газете: Вагончик тронется, Ильич останется

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру