Предпрофильное образование, если кто не знает, это не углубленное обучение, нацеленное на поступление на определенную вузовскую специальность или конкретный вуз. Это — интеграция общего и дополнительного образования, школы и вуза, позволяющая школьнику вначале познакомиться с целым рядом профессий, а уж затем осознанно выбрать самую для себя привлекательную и, выбрав, сформировать нужные для самореализации навыки и умения.
Схема работает так. Школа, вуз и работодатель заключают трехстороннее соглашение об участии в совместных проектах по разным направлениям предпрофильного образования детей. А затем объединенными усилиями показывают школьнику — что особенно важно, как в теории, так и на практике — что такое заинтересовавшая его специальность. Не понравится — не беда. Даже хорошо: выбирая себе «взрослую» жизнь по окончании школы, этой ошибки ребенок уже избежит, а, стало быть, его шанс не промахнуться с будущей профессией возрастет.
По России «предпрофиль» идет в основном по трем направлениям: медицинские, инженерные и кадетские классы. Но в Москве таких возможностей больше: есть академические классы или, скажем, курчатовские. Главное, подчеркнула замглавы столичного департамента образования Татьяна Васильева, что «школьники могут получать знания из каждого профильного учреждения города, а также попробовать себя там в самых разных областях. Так что миссия проекта не столько в подготовке студентов конкретного вуза, сколько в формировании компетенций, которые помогут ребенку определить профессию, чтобы ему было интереснее и проще учиться по выбранной профессии».
Но вот учеба осталась позади, а выпускники предпрофильных классов сдают предпрофильные экзамены. (В прошлом году только в Москве их сдали более 2 тыс. ребят). А что дальше?
«Формирование у ребят компетенций в школе должно давать соответствующие бонусы», - не сомневаются управленцы от образования. И они правы. Однако на сегодняшний день, в соответствии с порядком приема в вузы, успешно сданные предпрофильные экзамены, равно как успехи на предпрофильных олимпиадах, а также победы или призерство на соответствующих научных конференциях дают лишь от 3 до 10 баллов. А это несправедливо мало, сочли в Мосгордуме.
Дополнительный бонус для прошедших предпрофильное обучение, по оценке депутатов и экспертов, должен составлять не менее 20-25, а то и 30 баллов - с таким предложением думцы вскоре выйдут в Минобрнауки. А это, если они найдут там поддержку, полностью изменит расклад при зачислении в вузы, и в первую очередь столичные.
- Это очень важно для прикладных инженерных специальностей,- заявил проректор МИСиС Вадим Петров.- Мы, например, за то, чтобы дать преимущество этим детям даже перед стобалльниками ЕГЭ, т.к. считаем, что их мотивация выше!
- Давно пора запретить столичным вузам принимать абитуриентов с «тройками» по профильным предметам, если эти результаты не подкреплены дополнительными баллами за предпрофильное обучение,- согласился с коллегой ректор Высшей школы экономики и депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов.- Зачем перегружать Москву посредственными студентами из других регионов?!
Правда, очевидным следствием такого подхода к отбору абитуриентов станет не только «поражение в правах» иногородних троечников, но и снижение среднего балла зачисления. А это по нынешним правилам автоматом повлечет за собой снижение бюджетного финансирования вуза и его места в рейтингах, а, стало быть, и преподавательских зарплат. Но на эту напасть есть свой метод. Например, плюсовать дополнительные «предпрофильные» баллы не в вузах, а прямо в сертификатах ЕГЭ. И подавать в приемки уже консолидированные результаты. Ну что же, будем ждать решения Минобрнауки.