«Оскар» для «Икара»: как велосипедист Брайан Фогель вышел на Родченкова

Премию американской киноакадемии за лучший документальный фильм дали антидопинговым разоблачениям

«Это фильм о России, но в большей степени - о важности говорить правду», – возгласил американский режиссер Брайан Фогель, получая «Оскара» за свою работу «Икар». Фильм о допинг-скандале, основанный на разоблачениях Григория Родченкова, был признан киноакадемией лучшей документальной лентой прошлого года.

Премию американской киноакадемии за лучший документальный фильм дали антидопинговым разоблачениям
Кадр из фильма.

«Икар» можно вполне назвать едва ли не дебютом Брайана Фогеля как кинорежиссером – до этого в его творческом базаже значилась комическая пьеса Jewtopia, которую ставили театры в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке (по ней несколько лет был снят и фильм). Над фильмом о допинге Брайан Фогель работал три с половиной года в сотрудничестве с продюсером Дэном Коганом.

Впервые фильм «Икар» показали публике в начале 2017 года на кинофестивале «Сандэнс». Лента получила от специального жюри «Премию Оруэлла» и Приз зрительского выбора. Компания Netflix приобрела «Икар» за $5млн. В августе прошлого года фильм вышел на экраны.

Занимаясь расследованием незаконного использования допингов в мире спорта, Фогель связался с экс-главой Московской антидопинговой лабораторией – и откровения Родченкова привели к тому, что российским олимпийцам пришлось выступать на недавних Играх в Пхёнчхане под нейтральным флагом. Если верить изданию Vulture, поначалу замысел Фогеля был гораздо скромнее, и вряд ли он предполагал, что его фильм вызовет мощнейший в истории спорта скандал. Будучи велосипедистом-любителем, он решил снять на камеру свой опыт употребления стероидов и попытки проскочить через сети антидопингового контроля. Как признавался режиссер, на протяжении многих лет его мучило любопытство: «Если бы я принимал эти препараты в 17, 18, 19 лет, мог бы я стать профессиональным спортсменом?»

Стимулирующие препараты для своего фильма он получил от американского доктора, но ему понадобился эксперт, который мог бы подробнее рассказать об употреблении этих нелегальных веществ. И таким консультантом оказался Григорий Родченков, с которым Фогель начал общаться по Скайпу. Затем режиссер отправился в Москву, а скромный эксперт оказался зачинателем грандиозного скандала, затронувшего мир спорта и политики.

В мае 2016 года Фогель и Родченков выступили на страницах The New York Times, обвинив российские власти в создании системы использования спортсменами допинга. Именно Фогель купил для Родченкова билет в США, после чего бывший глава антидопинговой лаборатории был укрыт по программе защиты свидетелей..

По словам режиссера, ему приходится постоянно оглядываться, а во время его поездки в Лондон его круглосуточно сопровождала охрана. Правда, на воопрос, чувствует ли он себя в опасности, Брайан Фогель ответил: «Надюсь, нет, поскольку я «передатчик». Я ничего не сделал. А только помог другу, который считал, что его убьют. Я люблю Россию, люблю русских! Но тут нет никакой личной вендетты. Просто история пришла ко мне, и как режиссер и журналист я вынужден был рассказать о ней как мог».

Читайте материал: "Икар" с показаниями Родченкова о допинге в России получил "Оскар"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру