— Многие заблуждаются, думая, что Верховному суду 100 лет, — говорит представитель ВС Павел Одинцов. — Сам институт Верховного суда появился только в 1923 году, и это было знаковым событием для страны.
Помимо исправления чужих судебных ошибок высшая инстанция обладает правом нормотворчества. ВС его активно использует, что вызывает критику и даже озлобленность у отдельных ведомств. Вообще по большому счету поддерживает все инициативы Верховного суда РФ (а они в отличие от инициатив других направлены исключительно на гуманизацию) только президент. Отношения между ним и главой ВС Лебедевым всегда были теплые. Это было видно даже в день юбилея: Владимир Путин произнес не формальные, а по-настоящему душевные слова, пожелал Лебедеву и всем высшим судьям «простого человеческого счастья».
Нынешний председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев тринадцатый по счету. В его жизни вообще число «13» имеет особое значение, и даже в президиуме ВС он имеет номер тринадцать. Сам считает это число счастливым. И надо сказать, что Лебедев из всех председателей Верховного суда действительно оказался самым успешным и к тому же долгожителем. Его предшественники удержаться долго в кресле «главного судьи страны» не могли, некоторые заканчивали карьеру весьма печально (одного председателя даже расстреляли).
Вячеслав Михайлович вообще уникальный человек. Начал с простого слесаря на заводе, потом неожиданно для себя стал народным судьей (люди ему доверяли, выдвинули). Одним словом, все горести и нужны простого человека отлично знает. Этим, кстати, объясняется его принцип — если есть малейшая возможность оставить рабочего человека на свободе, нужно это использовать. Когда был народным судьей, имел репутацию судьи не просто честного, а доброго, жалостливого. Помню, как он сам рассказывал про грустные дела в его практике: «Судил я отца семерых детей. Здоровенный такой мужик, грузчиком работал. Нахулиганил дома спьяну. Скандалил, ругался матом. Я ему назначил 30 рублей штрафа. А он давай умолять: «Посадите меня, ну пожалуйста!» Я ему говорю: «Да как же так? У тебя же такая большая семья. Кто ее кормить будет, пока ты сидишь?» Он на это: «Негде мне тридцать рублей взять. Они у меня только сахару по килограмму в день съедают. А посадите, так они попробуют без меня прожить, может ценить больше будут». Я его так и не посадил. Но от слов его грустно было еще долго».
Были случаи, когда Лебедев оправдывал людей вопреки советской конъюнктуре, что породило массу домыслов: мол, видно, он родственник кого-то из ЦК, раз столь смел и самостоятелен. Никакой родни в верхах у него в действительности не было. И тем не менее Лебедев возглавляет ВС почти 30 лет. За все это время он ни разу не изменил себе — выступал против любого закручивания гаек в стране (хотя в отдельные периоды это было даже опасно).
— Его авторитет для нас безусловен, — говорит судья Верховного суда (фамилию просил не указывать, чтобы это не выглядело подхалимажем). — Он всегда выступал за то, что в судах не должно быть вертикали власти. Каждый судья должен быть максимально независим от всех, в том числе от председателя своего суда и от председателя вышестоящей инстанции. Лебедев на моей памяти ни разу не позвонил ни в один региональный суд, чтобы отчитать служителя Фемиды или дать ему конкретное указание, как рассматривать то или иное дело. Ни разу! И он всегда возмущается фактам, когда так делают председатели региональных судов. Вячеслав Михайлович считает, что управлять судебной системой можно лишь личным примером.
— Многое сделано, но многое предстоит, — говорит Лебедев. — Одно из самых важных — появление отдельных кассационных и апелляционных судов. Есть противники этому. Один известный деятель говорил недавно: «Дорого». Но ведь речь идет о независимости судов, тут нельзя экономить. По нашим подсчетам, нужен один миллиард, чтобы выплатить компенсации тем судьям, которые не захотят поехать в регионы. Вчера, как мне стало известно, правительство РФ подписало положительное заключение. Если так, то мы немедленно отправим законопроект с этим отзывом в Госдуму, чтобы в весеннюю сессию он был принят. Второй момент — благодаря введению уголовного проступка, надеемся, что судимости смогут избежать тысячи людей.
Президент на юбилее заявил, что одобрил целый пакет законопроектов, предложенных ВС. Среди них — проект совершенствования института избрания мерой пресечения заключения под стражу (особенно он касается лиц, которые вели предпринимательскую деятельность). Еще один документ предусматривает новый вид дисциплинарного наказания для судей — понижение в классе. Пользуясь случаем, «МК» предложил главе Верховного суда несколько своих инициатив. Главные из них: законодательно прописать обязанность судьи отпускать обвиняемых по экономическим статьям под залог, если тот не просто покрывает вменяемый ущерб, но вносит сумму значительно больше него, а также запретить начальникам исправительных учреждений принимать заключенных сверх лимита (это заставит каждого судью задуматься, прежде чем отправлять за решетку очередного человека). Вячеслав Лебедев обещал проработать эти темы.