Первый миф: Богоявление и Крещение — два разных дня: первый — 18 января, второй — 19-го. Из этого мифа вытекает другой: про два разных по своим «свойствам» вида святой воды: богоявленской и крещенской. Но о воде чуть позже.
Когда-то, в древности, был общий праздник Богоявления, к которому присоединялось и воспоминание Рождества Христова. Со временем Рождество Христово выделили в самостоятельный день.
Событие Крещения Господня описано в Евангелиях. Иоанн Креститель крестил (вернее, омывал — от греческого слова «баптизма») приходящих к нему людей в воде, подготавливая их к приходу Мессии — обещанного избавителя еврейского народа. Люди каялись в грехах, сходили в воду и, окунувшись там при помощи Иоанна, становились «чистыми» — оставляли символически свои грехи в воде.
Иисус тоже однажды пришел к Иоанну и попросил крещения (омовения). Иоанн уже догадывался, что Иисус и есть тот самый обещанный Мессия, Спаситель, поэтому не хотел Его крестить, уверяя, что ему самому следует креститься от Иисуса. Но Иисус настоял на своем, сошел в воду и принял крещение от руки Иоанна. И когда Он выходил из воды, то Иоанн увидел Святого Духа в виде голубя, сходящего на Иисуса, и услышал голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».
Отсюда и появилось позднее толкование праздника Богоявления (позднее, потому что в древней Церкви толкование изначально было несколько иное) как явление Бога в Трех Лицах во время крещения Иисуса, Сына Божьего.
Итак, люди очищали свои тела и души в воде, чтобы быть достойными встречи со Спасителем, а Христос взял грехи людей на Себя и понес их (грехи) на Крест — для спасения всех людей через Свое распятие и воскресение — в этом смысл праздника Крещения.
Что же мы видим в итоге? День осмысления христианами важного момента евангельской истории превратился в фарс водоношения и бултыхания в проруби.
Да, в Русской Церкви есть обычай освящать воду накануне праздника (в храме) и в сам праздник — чаще всего на открытом источнике. Но это не два разных действа — чин освящения воды один и тот же, соответственно, «свойства святости» этой воды — одни и те же.
По церковному толкованию, это освящение придает воде особые свойства — она становится великой святыней (по-гречески — агиасмой). Но пользу душе и телу эта вода приносит только при благоговейном употреблении ее, при условии, что человек старается вести правильную духовную жизнь — проще говоря, польза только для христианина — реального, а не формального.
То же безумие, которое происходит каждый год в этот день в храмах, никакого отношения к христианству не имеет. Все эти толпы жаждущих «особой» воды, в которой потом варят суп или купают детей «от сглаза», набрав литров по 20–50–100, — это кошмар любого прихода. На Пасху «православные язычники» хоть куличики-яички приносят освящать, и кое-что батюшке и прочим работникам храма перепадает, а вот водоносы только берут и ничего не оставляют, кроме грязи на полу, а еще мешают богослужению, ругаются в очереди, порой даже устраивают потасовки.
И самое главное — никто не знает, зачем им вообще нужна эта вода, как в советские времена: «выкинули» дефицит — налетай, а то разберут. Многие с подозрительностью относятся к процессу: им подавай только ту воду, в которую батюшка крест непосредственно макал, а если в бак потом подлили воды, то это типа как водку разбавили — обман, обвес!
И хотя отдельные продвинутые батюшки пытаются объяснять, что крещенская вода как уран или плутоний — от количества килограммов или литров не зависит, что капля святой воды способна передать свои свойства всякой прочей воде, сколько ее ни разбавляй, — но кто ж в такую ядерную физику поверит?..
Но даже если цистерна самой натуральной, «из-под-креста-вышедшей» воды будет взята с боем — толку-то никакого не будет. Как от заряженных Чумаком банок. Хотя, может, и будет — эффект плацебо никто не отменял…
Вера же (вернее, суеверие) в то, что, окунувшись в прорубь, ты якобы смоешь с себя накопившиеся за год грехи, нелепа и смехотворна, но крайне живуча. И она в очередной раз будет подпитана многочисленными невежественными публикациями в газетах и на сайтах.
Но и пастыри православные тоже не слишком стремятся объяснять людям ненужность, бессмысленность этих суеверий. Потому что немало пастырей ровно таких же, как и их паства: невежественных, считающих, что количество важнее качества. Для таких священников торжество веры православной — в толпах народа, которые в этот день набиваются в храм, ожидая раздачу воды, и в тех же толпах, собирающихся вокруг «иордани». Круто же чувствовать себя важным жрецом, волхвом, одним взмахом креста сообщающим благодать не только целой цистерне, но даже целой реке (хотя обычно скромно умалчивается, что в этот день какая-нибудь Волга освящается десятками, если не сотнями священнослужителей примерно одновременно в разных местах).
Как решить эту проблему — избавления от суеверных предрассудков вокруг крещенской воды? Это отдельная большая тема, включающая в себя и образование пастырей, и необходимость здравой проповеди, и понимание того, что вообще есть христианство и какое место занимает в нем святая вода (далеко не такое важное, как привыкли считать).
Могу, конечно, дать несколько советов, которыми, правда, никто не воспользуется.
Во-первых, следует перестать освящать публично воду. Перестать ходить на открытые источники, привлекая зевак и «моржей», делая из этого религиозную попсу.
Вообще, есть точка зрения, что в день Крещения Господня освящается «все водное естество» на планете, вне зависимости от места и макания или немакания креста в воду. Поэтому любое освящение воды священнослужителем есть только символ — присоединение своих молитв к уже состоявшемуся явлению, благодарность за дар. Но тут большой вопрос: что такое «освящение водного естества» — возможно, это лишь богословская метафора.
Можно сказать иначе: вода и вообще все существующее в мире и так освящено, вне зависимости от дат и правоверности, потому что быть освященным — значит принадлежать Богу. В этом понимании и Солнце — освящено, космос — освящен, вода — освящена, почва тоже, потому что все — Богово. Но не будем увлекаться тут богословствованием, вернемся к практическим советам.
Можно также перестать освящать воду не только в прорубях, но и в храмах 19 января. Например, 18-го числа на освящении воды в храме присутствует очень мало прихожан, все прочие «верующие» не верят, что накануне святость воды точно такая же, как в сам праздник. Вот пусть священник освятит воду только для христиан, в тиши и спокойствии, раздаст всем по пузырьку, объяснит смысл события — и все мирно и в благодушии разойдутся. А для всех прочих повесить объявление: «Набирайте воду из-под крана или в реке, если невтерпеж» — потому что разницы для «бадейщиков»-водоносов все равно никакой, ибо святость нельзя навязать тем, кому на нее наплевать.
Но, повторюсь, эти советы услышаны не будут. У нас ведь «86% верующих», «Святая Русь — Третий Рим», «духовные скрепки» и «святые бадейки».
Впрочем, каждый выбирает для себя. Кому Богоявление — кому день святого Водолея.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram