Естественно, активно поддерживает данную позицию и православная церковь. С точки зрения религии вынашивание ребенка для бездетной пары и за деньги, и на добровольной основе — грех, и точка. По логике церкви, бесплодные родители должны лишь усыновлять детей или жить в одиночестве. Дать паре свое дитя имеет право только Бог, а никак не врачи и посторонняя тетя в виде сурмамы. Также в пользу запрета на суррогатное материнство звучат мысли о том, что ребенок все чувствует еще в животе матери и ему хуже от нахождения в утробе той, которая впоследствии откажется от малыша. Однако медики и другие эксперты горой встают на защиту права семей на суррогатное материнство и говорят лишь о том, что нужно не запрещать эту процедуру, а совершенствовать закон, ее регулирующий. По имеющейся статистике за 2015 год в России родилось чуть более 3500 суррогатных малышей, из них лишь 9% по контракту с иностранными гражданами. На данный момент суррогатное материнство находится под запретом в большинстве стран Евросоюза, однако оно разрешено в большинстве штатов США, Израиле и в странах третьего мира. Особенно развита и популярна для иностранных заказчиков детей в данный момент Индия, а не Россия. Специалисты объясняют низкий спрос на сурмам из России тем, что для приезжих у нас эта услуга очень дорога и составляет около 3,5 миллиона рублей, к тому же нужно пройти немалую волокиту с документами. Так что аргумент, что сурматеринство улучшает демографию других стран, а не России, не выдерживает никакой критики.
Медики также парируют и другой аргумент противников «суррогата»: никакого отрицательного влияния на ребенка нахождение в утробе сурмамы официальная наука не подтверждает. Ежегодно от тысяч детей отказываются их родные матери, определенно не чувствуя никакой внутренней связи с малышом во время беременности.
По мнению подмосковного детского омбудсмена Ксении Мишоновой, запрещать суррогатное материнство в России — абсолютно неправильный шаг. «В данный момент наша страна вновь подошла к демографической яме, у нас мало молодых женщин, часть из них не хочет рожать, а часть просто не может по состоянию здоровья».
Мне кажется, у нас существует огромное количество намного более острых проблем, чем запрет суррогатного материнства, которыми и стоит заниматься. Это и репродуктивное здоровье населения, и огромное количество разводов, при которых родители делят детей, нанося им огромные психологические травмы, и повальная бедность населения...
Что касается положения женщины, вынужденной работать сурмамой, то она взрослый человек и идет на это добровольно. А что — в крайней ситуации, если семья находится за чертой бедности, как более 20 миллионов россиян, и маме просто нечем кормить своего ребенка, — лучше пойти на панель? Да, в большинстве европейских стран суррогатное материнство находится под запретом. Но прежде чем вводить его у нас, не стоит ли чиновникам озаботиться мерами, которые позволят нашим гражданам иметь такой же уровень жизни, как в этих странах? Возможно, тогда нашим женщинам и не придется продавать свое тело в качестве инкубатора для чужого малыша? Останутся только сурмамы, которые бесплатно вынашивают детей для бесплодных родственников — кстати, подобные услуги на безвозмездной основе в развитых странах не запрещены.
Конечно, было бы прекрасно, если бы наши люди, подобно американцам, вместо попыток зачать любыми способами своих детей брали бы приемных ребят. Любых — и больших, и больных. Но у нас другой менталитет, другой уровень жизни у населения, чтобы изменить это; уйдут не годы, а десятилетия. Тем временем запрет суррогатного материнства в конечном итоге лишь быстрее обрушит нас на самое дно очередной демографической пропасти.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram