История Татьяны начиналась банально: она вызвала такси, машина подъехала, но сразу найти ее девушка не смогла — пришлось звонить водителю. Пока ничего необычного, да? За рулем сидел гражданин Таджикистана Сайдахрор Исломович — и это для москвичей не в новинку. Мужчина довез Татьяну до нужной точки, поездка, казалось бы, закончилась. Но только не в этот раз. Южному гостю девушка так понравилась, что он, зная номер, начал ее преследовать. Продолжается это уже полтора месяца.
— При блокировке его номера, он меняет симки и снова начинает писать и писать. Невозможно отвязаться, — рассказал «МК» брат девушки Герман.
И пишет водитель отнюдь не романтические стихи, а угрозы причем в самой нецензурной форме, процитировать которые здесь нам запрещает законодательство. Первая реакция пострадавшей — написать агрегатору жалобу на таксиста-извращенца. В компании же, выслушав претензии, предложили девушке компенсацию — 300 бонусов на следующие поездки (хотя вряд ли она еще захочет пользоваться их услугам). Потом, правда, одумались.
— После обращения водитель был сразу заблокирован в системе и больше не может выполнять заказы. Об этом мы уведомили пользователя, принеся извинения, а также выслали отчет со всеми деталями поездки. Он включает ФИО водителя, его номер телефона и контакты таксопарка, который выполнял поездку. Мы порекомендовали пользователю обратиться в правоохранительные органы, — ответили «МК» в пресс-службе агрегатора.
Если эта история так и закончится похабными эсэмэсками, то ее всерьез можно будет считать счастливой на фоне новостей про таксиста, травившего и грабившего пассажиров, таксиста, в ноябре прошлого года изнасиловавшего пассажирку, таксистов, просто выкидывающих людей из машины. Новостей в Сети масса, и почти во всех речь идет о водителях, работавших с агрегаторами.
«Если таксист плохо говорит по-русски — попросите открыть багажник: обнаружите там человека»
Что мы знаем о людях, которые нас везут? Мы думаем, что водитель имеет права, не уснет в пути и не устроит ДТП. Прошел медицинскую проверку и психически здоров. Если он иностранец, то находится в стране легально. Но это, как говорится, сферический конь в вакууме — нечто идеальное, недостижимое. В «МК» анонимно обратился один из столичных водителей. По его мнению, виновником аварии, которая произошла в Москве 29 декабря (автобус протаранил остановку у станции метро «Сходненская»), был именно водитель такси.
— Скорее всего, человек просто купил свою лицензию. Я проверил, что она была выдана ему одной компанией, которая предоставляет документы, минуя все официальные требования. За откат вы можете не проходить механика или медосмотр, а просто купить путевой лист и выходить на работу. Соответственно, состояние автомобиля и здоровье водителя никто не проверял. Такие люди становятся опасными на дороге, от них можно ждать чего угодно. Я могу утверждать это с полной уверенностью, потому что сам таксист и точно так же покупал свою лицензию именно там. Эта контора известна многим в нашей профессии.
Агрегаторы же делают еще проще и даже не скрывают: чтобы получать заказы через их систему, водителю нужно предоставить только разрешение на машину и права. Это нам только кажется, что за рулем желтой машины с шашечками профи, а на деле — это просто человек с правами, и не более. Какая медицинская проверка, о чем речь? Ужесточать требования не в интересах агрегаторов: с каждого заказа они имеют 25%, и чем больше таксистов будет с ними работать — тем лучше.
— Если начать проверять всех людей, которых агрегаторы допускают до заказов, то окажется, что там 90% нелегалов, — говорит правозащитница Елена Гращенкова, сама жертва ДТП с такси. — Поэтому и смертность на дорогах очень высокая — тысяча летальных случаев в год, по данным ГИБДД. И это именно на агрегаторах.
Мы не знаем, был ли подвозивший Татьяну Ковальчук таджик нелегальным мигрантом. С большой вероятностью — да. Координатор движения «Стоп-Нелегал» Евгений Грэк занимается отловом незаконно работающих в такси мигрантов.
— Как они устраиваются на работу? Из свежих способов: берет, к примеру, гражданин Белоруссии машину в аренду. Потом еще одну, потом еще десять. А потом сажает в нее за определенную мзду гражданина Таджикистана. По факту — разрешение на машину берет один человек, а работает уже совсем другой.
Находчивые гости научились обходить новый закон, который Госдума приняла в прошлом году. По нему граждане мигранты должны иметь именно российские права. Правда, Дума почему-то сделала исключение для киргизских водителей — они могут ездить с национальными документами. А остальные... Права менять дорого, да и не факт, что получишь. Родилась схема.
— Жизнерадостные жители солнечного Таджикистана покупают на площади трех вокзалов документы гражданина Киргизии, а потом уже берут в аренду автомобили, чтобы подключиться к любому агрегатору и спокойно бомбить, — объясняет Евгений. — Из громких случаев: у человека сестра погибла под колесами автомобиля. Водитель сбежал, а когда начали его искать, оказалось, что такой гражданин Киргизии никогда в Россию не въезжал. В итоге самого водителя нашли в Туле, где он с другим комплектом документов гражданина Киргизии опять работал в такси.
Самое печальное, что работодатели зачастую сами и продают таксистам эти документы — они заинтересованы в нелегальной рабочей силе. Она дешевая, она бесправная, и налогов за нее платить не надо. Фактически, как говорит Грэк, водители находятся в рабстве: работают едва ли не круглые сутки и живут в автомобилях. А что, выгодная экономия — не надо снимать «резиновую» квартиру.
— Во время рейдов мы стали обнаруживать, что пока один водитель работает за рулем, его сменщик спит в багажнике. Устал, разбудил коллегу, сам лег и спи. Если видите, что таксист плохо говорит по-русски, попросите открыть багажник — с пяти попыток обнаружите там человека.
Водителям могут месяцами не платить зарплату, ссылаясь на агрегаторов — дескать, это они не перевели деньги. Работодатель просто выдает по утрам сухую лапшу, чтобы шофер не помер раньше времени, и отправляет в рейс. А потом фирма волшебным образом исчезает... В результате остаются тысячи кинутых мигрантов.
— Когда водитель понимает, что ему не заплатят ни копейки, а надо что-то есть и на что-то вернуться домой, то идет на грабеж, — объясняет Евгений. — Или по-другому: семья далеко в Таджикистане, вы третий месяц за рулем, мужская энергетика требует выхода. Таких случаев, как с Татьяной, — масса. Частенько они заканчиваются хуже.
«Пассажир для агрегатора не клиент, а товар»
Клиенты зачастую не задумываются, кто же на самом деле предоставляет им услуги. Нам кажется, что раз мы нажали кнопки в приложении с названием компании, то и повезет нас трудоустроенный там водитель. Это не так.
— Классическое такси и такси, заказанное через приложение, — это принципиально разные бизнес-модели, — поясняет «МК» Елена Гращенкова. — Если бы домогавшийся Татьяну водитель работал в обычном таксопарке, то его руководитель как юридическое лицо нес бы ответственность за своего сотрудника. Девушка написала бы директору компании, и к таксисту применили бы дисциплинарные меры воздействия.
В случае с агрегаторами пассажиры также рассчитывают, что компании несут перед клиентами ответственность, что они их защитят в случае чего. Только вот беда — компания-агрегатор думает по-другому: дескать, мы просто предоставляем вам бесплатное приложение и более ничего не должны. Поэтому все, что они делают в случае аварий или инцидентов — дарят баллы и блокируют водителя. Пассажир для них не клиент — база данных, товар, пользователь приложения.
— Эта позиция легко оспаривается в суде, — считает Гращенкова. — По закону о защите прав потребителей компания несет ответственность за своих сотрудников, если предоставляет возмездную услугу — то есть имеет с нее деньги. Агрегаторы с каждой поездки имеют 25% — просто проводят средства хитрым способом. А значит, должны отвечать за своих водителей. Именно поэтому такими компаниями должен заинтересоваться Роспотребнадзор.
К слову, и Роскомнадзор может предъявить санкции к агрегаторам — ведь доступ к их программам несет угрозу «неопределенному кругу лиц». А чтобы угрозы не было, надо проверять водителей, ужесточать фильтры отбора, что крайне невыгодно с точки зрения дохода.
При этом Евгений Грэк предполагает, что многие проблемы сняло бы простое решение: выдавать разрешение на таксомоторную деятельность не на автомобиль, а самому человеку. Чтобы в документе была его фотография и другие данные: тогда можно будет проверить, что оно действующее, а таксист хотя бы легально находится в стране. По нынешним же документам есть только номер авто, а кто его брал — тот, кто за рулем или его брат, или вообще преступник — не ясно.
По мнению председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрея Попкова, нужно вводить обязательные экзамены для всех водителей — квалификационные тесты на знание города, языка, умение водить машину.
История Татьяны Ковальчук могла случиться не в такси. К ней мог пристать продавец в магазине, грузчик на рынке, дворник во дворе. Но только в такси мы остаемся один на один в замкнутом пространстве с незнакомым человеком. Перечисленные выше меры контроля не могут свести риск к нулю, но могут значительно снизить его. Если таксисты будут представлять при устройстве на работу медицинскую справку, справку о психическом здоровье, а перед рейсом проводить еще одну проверку (как водители автобусов), если не будут проводить за рулем по 18 часов, то истории о такси исчезнут из криминальной хроники. Другой вопрос, что стоить их услуги будет значительно дороже, и первые жалобы на взлетевшие цены будут от нас, пассажиров.
Читайте материал: Сбой в навигации такси: москвичу выставили счет в 670 000
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал