Наш рейд начинаем с центра. Отходим немного от метро «Белорусская» и отправляемся на поиски супермаркетов. Первым магазином на нашем пути оказывается магазин той же сети, что и пострадавший в Санкт-Петербурге от теракта. В уголке, на том месте, где могли бы раньше быть камеры хранения, скучает мужчина восточной внешности, лет шестидесяти, в форме сотрудника охраны. Перед ним стоит монитор, на который выходит запись с камер в зале. Все очень скромно. Решаем поинтересоваться, были ли тут камеры хранения и куда нам можно положить вещи.
— Конкретно у нас их никогда и не было, — разводит руками охранник, — но в других магазинах нашей сети шкафчики эти теперь убирают. Руководство распорядилось из-за теракта, что недавно в Питере произошел. Сами понимаете, какая тут паника началась. А вещи вы можете прямо тут оставить, у меня на столе. Я их поохраняю, да и камеры есть — не украдут.
Пытаемся выяснить детали: а что будет, если из сумки, тем не менее, что-то исчезнет? Или вдруг мы объявим, что там было нечто ценное — дорогостоящий телефон или деньги — и теперь это пропало? Что тогда станет делать секьюрити, он же не проверяет сумку, соглашаясь ее поохранять. Ответов, увы, нет. Если ситуацией захотят воспользоваться люди на руку нечистоплотные, все может закончиться очень плохо: и скандалом, и даже увольнением. Никакой особой инструкции у него на этот счет нет — сам выкручивайся, на то ты и охранник.
Через улицу практически друг за другом идут магазины другой известной сети. В обеих торговых точках камер для вещей нет. Сторож подтвердил, что камеры были убраны недавно, и совсем не случайно.
— Вещи с собой несите. Вы же знаете, что теракт произошел, а взрывчатое вещество в камеру хранения положили. После этого их у нас и убрали. Буквально перед самым Новым годом демонтировали.
Интересуюсь, что же делать, если с собой оказался товар из другого магазина.
— С этим у вас никаких проблем не возникнет, никто и слова не скажет. Главное, чтобы никто ничего не крал, а за этим через видеокамеры наша служба безопасности следит. Всё у нас по-современному. А принудительно сдавать что-то в ячейки — прошлый век.
Охранник объясняет, что кассиры считывают штрих-код, когда пробивают товар, после чего упаковка уже не подает сигнал, а значит, за него и оплаты повторно не потребуют. Но на вопрос, что делать с весовым товаром, который просто складывается в пакеты, охрана пожимает плечами: «Лучше всего предупредить на входе, что он у вас уже имеется. А в спорных случаях будем поднимать видеозаписи».
С одной стороны, адекватная реакция на усиление безопасности и повышение лояльности охраны, конечно, радует, особенно если вспомнить, что были прецеденты, когда в магазин не пускали людей с сумками и рюкзаками. Но что делать, если тащишь с собой тяжелую сумку с продуктами? Вот захотелось нам что-то докупить, и придется ходить с тяжелой поклажей по магазину. В такой ситуации неспешно побродить и повыбирать товар желание уже отпадает. Охранник предлагает оставить вещи в надежном месте, но не может сказать, что будет, когда такой услугой захотят воспользоваться сразу несколько человек. Кто даст гарантию, что недобросовестный человек не заберет чужую?
Магазин в сотне метров от Красной площади. Ячейки еще тут, но жить им осталось недолго. Ключи в замках уже отсутствуют, а местный охранник прислонился спиной к шкафчикам и отгоняет толпу желающих сдать в них свои сумки: «Всё с собой несите. Мы же не знаем, что у вас там внутри!» «Из-за теракта ли это?» — догадливо уточняют покупатели. «Конечно!» — не отказывается тот. Понаблюдав, понимаем, что ему поставлена конкретная задача — охранять ячейки от покупателей. От них он не отходит ни на метр и упорно продолжает объяснять, что вещи теперь только с собой. Выглядит все это немного зловеще.
Продолжаем рейд на окраине Москвы. В магазинах, что в районе метро «Выхино», пока все ячейки на месте. Уставшие кассиры вздыхают: «Про то, что будут убирать ячейки, разговор шел, но пока, слава богу, все по-старому. Нас и так посокращали всех, а за товар спрашивают. Как будем еще за людьми с баулами присматривать — непонятно!» В это время одна из сотрудниц магазина конвоирует к кассам полутрезвого парня, поймав его на попытке засунуть под куртку бутылку алкоголя. «Что в кармане, показывай!» — требует она, заметив, как он оттопыривается. «Не имеешь права!» — еле ворочает в ответ языком воришка.
«Воруют?» — спрашиваем мы у кассира. «Целый день вылавливаем, — вздыхает та, — причем одни и те же. В праздники просто эпидемия какая-то. Начальство требует, чтобы сумки мы проверяли. Но не все относятся к этому с пониманием. Не будет камер хранения — начнется беда. Но думается, если их и снимут, то временно, не смогут сетевые магазины без них. Даже сейчас не знаешь, что лучше — рисковать или постоянно платить недостачи».
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram