Новый год в московских СИЗО встретят 10,5 тысяч заключенных. Предпраздничные хлопоты за решеткой идут вовсю - арестанты украшают свои казематы, сотрудники составляют для них особое меню. 31 декабря все бюро передач СИЗО будут работать до позднего вечера (чтобы родные и близкие успели передать все необходимое к новогоднему столу), а телевизор в камерах можно будет не выключать даже после боя курантов.
Судя по переполненности столичных СИЗО, можно сделать вывод: правоохранительная система добилась в уходящем году феноменальных успехов.
Единственный в Москве женский изолятор к празднованию Нового года готов (на сколько это в принципе возможно для такого места). В камерах пахнет мандаринами, на окнах с решетками - бумажные снежинки, у изголовий железных нар - поздравительные открытки. Чтобы создать предновогоднюю атмосферу, заключённые дамы принарядились (симпатичные разноцветные кофточки вместо серых футболок, а вместо спортивных штанов с вытянутыми коленками модные джинсы). Записаться к тюремному парикмахеру и специалисту по маникюру уже невозможно — все занято вплоть до самого Рождества. Хорошо еще, что арестантки могут держать в камерах нехитрую косметику и навести красоту сами. С этим, к слову, в уходящему году вышла неприятная история. Пришёл в СИЗО новый начальник оперотдела (до этого он руководил мужской колонией) и запретил женщинам за решеткой краситься. Вообще. «Ну это перебор» - отреагировали во ФСИН и запрет, слава Богу, сняли.
Абсолютно в каждом СИЗО появились новогодние елки, но поставили их только в хозотрядах и актовых залах. Есть зеленые красавицы также в камерах для несовершеннолетних и матерей с детьми (увы, новый год за решеткой будут встречать даже такие «категории»).
-Мы сделали поделки в виде собачек - символов года, - говорит одна из девочек (в СИЗО попала за разбой). - Наклеили на стены картинки с пожеланиями, снеговичков, сердечки. Мои сокамерницы пошли репетировать выступление. В общем, мы готовимся!
Нынешний новый год за решеткой отметят по особенному, и дело не только в салате оливье, вкусной котлетке и пироге, которые раздадут каждому арестанту. Некоторых навестят новогодние персонажи, для них организуют концерты, покажут спектакли, мюзиклы. Руководство ФСИН России уже посетило СИЗО и вручило игрушки несовершеннолетним узникам, в том числе рожденным в СИЗО. Ну а мы принесли за решетку помимо конфет ... сапоги!
-А мне за них еще один срок не дадут? - плачет, прижимая их, заключенная Наталья Тыхтылова.
Ее история - яркий пример тому, что половина несчастных женщин могла бы новый год встречать не в СИЗО, а дома. Наталья по образованию фельдшер, но в Москве вынуждена была работать дворником и уборщицей. Был период, когда спала в камере для мусора, куда падают отходы по мусоропроводу (жить было негде). В 2015 году из гипермаркета на улице Люблинской, украла теплые сапоги за 663 рубля 14 копеек. Поймал ее «тайный покупатель». Возбудили дело по статье УК РФ «Кража», потому что Наталья ранее судима за аналогичное преступление. Не дожидаясь суда, Наталья уехала в другой город. В итоге два года она была в федеральном розыске, а когда ее наконец поймали — сразу в изолятор. Один день содержания Натальи в СИЗО обходится государству в 1170 рублей (почти в два раза дороже сапог). Но ради торжества закона каких только средств не пожалеешь?! Наталья встретит Новый год в СИЗО, а потом пойдёт по этапу - «самый гуманный и справедливый» столичный суд приговорил её к 10 месяцам в колонии общего режима. Причем, ей отказали даже в возможности апелляции по техническим причинам (якобы жалобу написала неправильно, но уведомить ее в срок не успели).
Увы, Наталья не одна такая. В соседней камере сидит Ирина Мордовцева, которая украла в апреле этого года с лестничной площадки самокат за 5 тысяч рублей. Сама она уверяет, что не со зла — просто была пьяная. Суд приговор ее к восьми месяцам лишения свободы с учетом того, что она безработная и не имеет постоянной регистрации. Любое преступление должно быть наказано, но зачем вот таких помещать за решетку?
- Поздравьте судей от нас с Новым годом и пожелайте им стать добрее, - просят в очередной камере. - А мы загадаем, чтобы каждый раз, когда выносили решение об избрании меры пресечения, задумывались над нашими судьбами, а не делали это формально, за 15 минут.