Мне кажется весьма символичным и даже знаковым то, что новая эра в российском арбитраже почти совпала с празднованием их 25-летнего юбилея. Особенно важную роль сыграла, на мой взгляд, Коллегия по экономическим спорам ВС, созданная три года назад. Судьи этой коллегии имеют большой практический опыт в сфере третейских разбирательств, которые часто обращаются в ВС в случаях, когда считают решение третейских судов несправедливым. Верховный суд в таких случаях выступает как бы верховным арбитром. Этот опыт и высокий профессиональный уровень были востребованы в течение всех трех лет, в течение которых шла напряженная работа по разработке нового третейского законодательства, отвечающего всем современным реалиям.
Третейские суды, надо сказать, существуют в России около шести лет, их насчитывается свыше полутора тысяч. Но уровень их работы был крайне далек, мягко говоря, от идеала.
И вот в сентябре прошлого года прошлого года был принят Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ», по которому с 1 ноября этого года в России наряду с судами общей юрисдикции и арбитражем начала действовать новая ветвь судебной власти - третейский суд.
Не всех в бизнес-сообществе устроил этот законодательный акт. Не так давно Верховному суду, возглавляемым столь опытнейшим профессионалом, как Вячеслав Лебедев, пришлось даже официально защищать новый закон. Две коммерческие фирмы, которые хотели зарегистрировать свои собственные третейские суды по новым правилам, попытались через ВС изменить самые существенные его положения, чтобы создать в законе ряд, так сказать, лазеек и жить, что называется, по старому. Но этого не получилось, судья Верховного суда в иске отказал, указав, что заявители являются коммерческими организациями, а они создаются только при НКО.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что создание негосударственных третейских арбитражей стало огромным шагом в правовом регулировании рыночной экономики страны. Во всех европейских странах сегодня все экономические споры рассматриваются в третейских арбитражах. В России система государственного арбитража существует параллельно с третейскими судами, что вызвано сложностями перехода от государственной централизованной экономики к рыночным законам. В течение трех лет коллегия ВС по экономическим спорам курировала разработку нового третейского законодательства. Третейские суды нового образца призваны разгрузить перегруженные арбитражные и районные суды.
В своем послании Федеральному Собранию в 2014 году президент страны Владимир Путин четко указал на необходимость поднять авторитет третейских судов: «Механизмы разрешения хозяйственных споров по-прежнему далеки от лучших мировых практик. Нам нужно серьезно повысить авторитет третейского судопроизводства».
Переход на новое третейское законодательство означает, что эта задача успешно выполнена.
Но ВС и далее будет активным и обязательным участником третейских разбирательств. Во-первых, участники третейских разбирательств обращались и будут обращаться в ВС для получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейских судов. И, кстати, отнюдь не всегда им могут идти навстречу. Таким образом, Верховный суд, по- прежнему, играет роль верховного арбитра в экономических спорах.
Безусловно, за три года существования Коллегии по экономическим спорам ВС проделана огромная работа по совершенствованию работы системы государственного арбитража, напрямую подчиненной Верховному суду. Но, если выделять наиболее значимые вехи трех последних лет, то участие в создании новой ветви судебной власти – третейских судов – я считаю главным успехом и главным достижением нынешней команды этой коллегии.