С ноября этого года часть новых поездов метро «Москва» — они курсируют по Таганско-Краснопресненской линии — выходит на маршрут без вертикальных поручней по центру входных площадок. Эти устройства, напомнившие некоторым москвичам шесты для стрип-танца, — одно из новшеств вагонов. Они крепятся снизу к полу вагона, а сверху — к специальному горизонтальному поручню, прикрепленному к потолку. В некоторых вагонах с демонтированными «шестами» верхний горизонтальный поручень сохранили, в некоторых — сняли. Таким образом, сейчас на линии можно увидеть поезда сразу в трех вариантах: с вертикальными поручнями, с горизонтальными поручнями на потолках площадок и полностью «очищенные» от этих устройств — со стандартным комплектом поручней вокруг сидений.
Что Лондону хорошо...
— Причина такого эксперимента, насколько я знаю, — многочисленные претензии пассажиров, — рассказал «МК» эксперт Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков. — Жалуются на затрудненный проход к дверям: когда за центральный вертикальный поручень держатся люди, протиснуться мимо них бывает очень непросто, особенно на оживленных станциях. С другой стороны, жалобы поступали и на отсутствие таких поручней: людям, находящимся в центре входной площадки, не за что держаться, особенно если они невысокого роста. Оставлять поручни или убирать, и если убирать, то сохранять ли горизонтальные «штанги» сверху — на этот вопрос и должен ответить эксперимент, который продлится, вероятно, еще несколько месяцев.
Идея вертикального поручня, который дает возможность держаться в центре входной площадки, — не новая: подобные устройства имеются в вагонах метро, трамваях и даже автобусах многих зарубежных мегаполисов — например, в Лондоне и Праге.
Но то, что хорошо пражанам и лондонцам, москвичам оказалось не так удобно. Основных причин этому две, отмечает Владимир Свириденков. Первая: пассажиропоток в московском метро и наполняемость вагонов существенно превышают и пражский, и даже лондонский. А вторая причина — недостаточная ширина московских метровагонов.
— Современные системы метро, рассчитанные на гигантский пассажиропоток, такие, как метро Гонконга, Токио, предполагают вагоны большего габарита — минимум 3 метра. Московское же метро работает с вагонами шириной 2,7 метра — это наследие 1930-х годов, и поменять этот параметр, не выкапывая новое метро, невозможно. Именно поэтому в широких метровагонах можно поставить центральный поручень на площадке, и он не будет мешать проходу. А у нас этот поручень, кажется, мешает.
Дамы против колясок
Основными защитниками поручней, судя по обращениям в редакцию «МК», оказались женщины. «Мой рост 150 см, — замечает Анна М., — я что, должна держаться за воздух? И я не одна такая! Невысокие школьники тоже ездят в метро. Надо сделать так, чтобы удобно было всем, а не только футбольным болельщикам».
Среди тех, кому поручни мешают, — более «могущественная» в наше время группа влияния: люди на колясках и с колясками. «Попробуйте пройти в салон в час пик мимо этой колонны, — возмущается Лилия Брохман, уже 5 лет передвигающаяся по метро в инвалидной коляске. — Если ко мне подходит поезд с этими поручнями, приходится ждать следующего. А во всех составах старых моделей у меня не возникает никаких проблем: заезжаю, поворачиваю, могу проехать вдоль всего вагона».
— Одно время обсуждалась возможность поставить такие поручни в трамваях, — рассказал «МК» Александр Морозов, сопредседатель «Города и транспорта». — Но после измерений и экспериментов от этой идеи отказались. Невозможно пройти с коляской, чтобы поставить ее у противоположного борта трамвая.
В метро помимо колясочников страдают те, кто полюбил ходить из одного конца поезда в другой, — это тоже, напомним, одно из ключевых нововведений последних лет. И очень востребованное: многие пассажиры уже привыкли добираться в нужный конец поезда по вагонам, чтобы сократить последующий путь по платформе. Корреспонденты «МК» уже становились очевидцами нештатных ситуаций — когда во время торможения поезда пассажиры врезались головой в злополучный центральный поручень.