Юридически значимые сведения будут защищены от утери или фальсификации

Нотариат покорил интернет

Новая порция изменений ждет в начале 2018 года всех, кто пользуется услугами нотариусов. По всей стране поверенные начнут заносить каждую доверенность, свидетельство или брачный контракт в особую электронную базу. Для клиентов исчезнет риск нарваться на поддельную дарственную или доверенность на продажу квартиры. О том, как новая цифровая система будет работать, «МК» рассказал президент Федеральной нотариальной палатой Константин КОРСИК.

Нотариат покорил интернет

- Константин Анатольевич, расскажите, что такое электронный реестр нотариата и как это будет работать?

- Первые электронные реестры Единой информационной системы (ЕИС) нотариата начали свою работу в 2014 году. Сейчас речь о том, что с 1 января 2018 года в ЕИС будут фиксироваться абсолютно все нотариальные действия, совершенные нотариусами России. Таким образом, информация о каждом нотариальном действии будет храниться в единой электронной базе. Благодаря этому юридически значимые сведения будут защищены от утери или фальсификации. Любой нотариальный документ – доверенность, свидетельство о праве на наследство, разрешение на вывоз ребенка за границу, - можно будет оперативно найти, проверить, сделать при необходимости его дубликат. Упроститься и значительно ускорится обмен информацией как между самими нотариусами, так и с взаимодействующими с нотариатом ведомствами.

- Будут ли все без исключения действия каждого нотариуса фиксироваться в электронном реестре?

- С 2018 года электронной регистрации подлежат абсолютно все нотариальные действия, совершаемые частнопрактикующими нотариусами. Эта норма установлена законом. Доступ к электронной системе осуществляется через усиленную квалифицированную электронную подпись, которая сегодня в силу закона есть у каждого российского нотариуса. Даже при совершении нотариального действия вне помещения конторы нотариус внесет необходимые сведения в ЕИС по возвращению на рабочее место.

- А если, допустим, нотариус работает на выезде?

- Законом для этого установлены конкретные сроки. Один либо три рабочих дня с указанием причин задержки регистрации сведений. Если, допустим, нотариус, работающий на Крайнем Севере, выезжал на удаленную точку, где не было доступа к сети.

- Будет ли эта база открытой или с ограниченным доступом? Нет ли тут риска в плане безопасности персональных данных граждан?

- Конечно, такой массив юридически значимых сведений не может храниться в открытом или незащищенном доступе. Все сведения ЕИС содержат нотариальную тайну, которая охраняется законом, поэтому они надежно защищены в соответствии с жесткими требованиями соответствующих государственных структур. Чтобы получить доступ к системе, нужно пройти двухфакторную аутентификацию. Все данные, хранящиеся в системе, зашифрованы. Прямой доступ к сведениям о том или ином нотариальном действии есть только у нотариуса, который совершал это действие. Без его одобрения сведения не может получить ни его коллега, ни стороннее ведомство. Передача данных также производится в зашифрованном виде. Таким образом, сам факт внесения сведений в Единую информационную систему нотариата является гарантом их защиты и сохранения нотариальной тайны.

- Как повлияет новая система на время приема граждан нотариусами? Не придется людям дольше сидеть в очереди?

- Использование электронных технологий – это, безусловно, оперативность работы. Уже сегодня благодаря ЕИС все нотариусы России работают в режиме «одного окна». Мы сами запрашиваем необходимые документы из государственных ведомств. Единый электронный реестр в ряде случаев избавляет граждан от необходимости обращаться к какому-то конкретному нотариусу. К примеру, уже сейчас любой нотариус может проконсультировать претендента на наследство о наличии завещания, вне зависимости от того, в каком городе, у какого нотариуса и когда оно составлялось. Более того, сейчас документы, к примеру, согласие на сделку или доверенность, с помощью нотариуса можно перевести в электронный формат и обратно с сохранением их юридической силы. Это позволяет моментально переслать нужную бумагу в любую точку на карте России. Вопрос времени часто в таких случаях играет первостепенную роль.

- Изменится ли стоимость их услуг из-за введения электронных реестров?

- Тарифы на нотариальные действия установлены законодательством. Насколько нам известно, планы изменения тарифов сейчас законодателем не обсуждаются.

От нотариата зависит лишь величина стоимости услуг правового и технического характера (УПТХ) в том или ином регионе. Ежегодно Федеральная нотариальная палата устанавливает предельные размеры тарифов на УПТХ в каждом отдельно взятом регионе, опираясь при этом на целый ряд социально-экономических показателей конкретного субъекта РФ. В свою очередь, региональные нотариальные палаты определяют конечные величины тарифов на УПТХ в пределах, установленных ФНП. Такие тарифы действительны для каждого нотариуса субъекта РФ, и ознакомиться с ними можно на официальном сайте нотариальной палаты своего региона либо на портале Федеральной нотариальной палаты.

В любом случае услуги «электронного нотариата» развиваются без увеличения тарифов.

- Какие документы можно будет проверить при помощи этого реестра?

- С помощью реестра можно будет проверить факт удостоверения той или иной сделки нотариусом, подлинность и актуальность доверенности, факт наличия либо последующей отмены завещания и множество других юридически значимых сведений. Кроме того, мы предоставляем населению и ряд публичных онлайн-сервисов. На портале Федеральной нотариальной палаты можно в любое время и совершенно бесплатно проверить доверенность, факт обременения движимого имущества, например автомобиля, залогом, воспользоваться сервисом «розыск наследников».

- Какие риски граждан будут сведены к нулю после запуска электронных реестров?

- Прежде всего, сводится к минимуму риск наткнуться на поддельный нотариальный акт. То есть если человеку предъявят документ с печатью нотариуса, он будет уверен, что это подлинник, составленный в соответствии со всеми нормами закона, что все сведения в нем достоверные. В случае с доверенностями или завещаниями можно будет легко убедиться в том, что документ имеет юридическую силу на актуальный момент времени, что доверитель или наследодатель не отменял его, не менял его содержания. Удостоверяя у нотариуса сделку, стороны будут уверены в ее законности, в максимальной защите от последующего оспаривания. Человек, решивший составить завещание, будет точно знать, что электронный экземпляр документа навсегда сохранен в соответствующем реестре нотариата, а значит, никто и ничто не смогут помешать исполнению его последней воли.

- Еще одно новшество, которое анонсировано на начало будущего года – появление особого регламента работы нотариусов. Что это за документ? Станет ли он гарантией надежности нотариальных услуг для граждан и почему?

- Регламент устанавливает строгий перечень информации, которую нотариус должен запросить у гражданина или юридического лица для совершения того или иного нотариального действия. Это своего рода дополнительный «знак качества» работы нотариуса, гарант единства правоприменительной практики. Таким образом, человек будет точно знать, какие документы необходимо нести нотариусу в каждом конкретном случае. При этом список запрашиваемых сведений будет абсолютно одинаковым во всех нотариальных конторах страны. Ни о каких дополнительных требованиях и запросах, выдвинутых нотариусом без всяких оснований по своему усмотрению, речи идти не будет. Регламент также определяет правила фиксирования полученной нотариусом информации. Юридически значимое действие, совершенное с соблюдением всех указанных норм, не вызывает сомнений в отношении своей законности и опять же защищено от рисков оспаривания в суде.

Чтобы первыми узнавать о происшествиях, подпишитесь на канал Службы информации "МК" в Telegram

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27568 от 11 декабря 2017

Заголовок в газете: Нотариат покорил интернет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру