Памятник жертвам фашизма в Крыму попал в уголовное дело о мошенничестве

"Это был серьезный государственный проект"

Коррупционные скандалы для Крыма не редкость. Настолько, что порой местные правоохранители даже не успевают разгребать авгиевы конюшни беззакония. А может, и не слишком стремятся? Не в первый раз дела о махинациях чиновников приходится передавать для расследования в другие регионы — только так можно быть уверенным в неангажированности следователей.

Одно из таких громких преступлений раскрыли специалисты Главного следственного управления ГУ МВД по Москве. Хотя началась эта история радужно и даже торжественно. Осенью 2014 года правительство Крыма по инициативе общественных организаций к грядущему юбилею Победы решило установить памятник жертвам фашизма в поселке Мирный.

"Это был серьезный государственный проект"

Место было выбрано не просто так. С ноября 1941-го по апрель 1944 года здесь функционировал концлагерь «Красный» для советских военнопленных. По примерным оценкам, от 8 до 15 тысяч человек покоятся в братской могиле.

Местные чиновники давно вынашивали идею увековечить память узников. Но то не хватало финансирования, то банально руки не доходили. А тут представился великолепный, можно сказать, двойной повод — годовщина присоединения Крыма к России и 70-летие разгрома фашистской Германии.

К работе по созданию мемориала привлекли лучших авторов. Над композицией трудились известный в Крыму архитектор Максим Пивоварчик, заслуженный художник России Сергей Мильченко, именитые мастера из Харькова. Работу контролировали чиновники высокого уровня.

«Это был серьезный государственный проект, ударить лицом в грязь никто не имел права, — рассказывал позже главный инженер Симферопольского камнеобрабатывающего завода Антон Мартыненко. — И такой казус случился! Едва вырулили ситуацию».

На создание комплекса требовались сотни тонн гранита. Фирму-посредника по поставке камня нашли чисто случайно. Как говорит Мартыненко, чего мудрить — просто забили соответствующий запрос в Интернет.

Поиск выдал московскую фирму ООО «Варлок», ответственным лицом, или, грубо говоря, торговым представителем, значилась некая 39-летняя Юлия Левченко, уроженка подмосковного Сергиева Посада. Можно себе представить радость главного инженера, когда открылось чудесное совпадение — дама оказалась дочерью работника завода, специалиста по ремонту электродвигателей Геннадия Левченко. Мужчина за годы труда прекрасно себя зарекомендовал, поэтому вопросов к родственнице не возникло.

Юлия Левченко.

Вы верите в такие совпадения? Вот и мы не очень. Складывается впечатление, что на заводе лукавят. Если рассуждать логически, завод мог напрямую сделать заказ, не прибегая к услугам посредников. И тот факт, что выбор пал на фирму Левченко, наводит на размышления. Но оставим наши сомнения на совести боссов предприятия.

Хотя если бы кто из них удосужился изучить жизненный путь Левченко, то вряд ли бы на сделку дали добро. Чем ранее занималась Юлия — тайна за семью печатями. Это уже позже выяснилось, что дама ни на одном месте работы долго не задерживалась. Одно время она возглавляла мало кому известную финансовую компанию, затем переключилась на организацию мероприятий (свадеб и т.д.), как-то была финансовым директором компании, занимающейся поставкой натурального камня. В общем, мастерица на все руки.

Возможно, последнее место работы натолкнуло на идею создать бизнес на этой ниве. Авось выгорит.

Честно скажем, первое время Левченко работала добросовестно. Часть гранита она заказала в Индии — 30 фур по 22 тонны каждая. Эту партию завод получил почти целиком — камня недовезли на 1 млн рублей.

Оставшуюся часть планировалось привезти из Карелии; за этот гранит на счета ООО «Варлок» пришел аванс 10 млн рублей.

И тут возникли проблемы: Левченко сначала кормила обещаниями — мол, вот-вот камень привезут, — а потом пропала, словно в воду канула.

— Пытались связаться разными путями: через отца, через друзей. Не хотелось до последнего верить в обман и писать заявление в полицию. Ведь говорили Юле, что нельзя подвести, — Мартыненко сокрушается абсолютно искренне.

Мотив поступка Левченко до сих пор остается загадкой для руководства завода. Хотя следствию все предельно ясно.

Рассказывает следователь Следственной части ГСУ ГУ МВД по Москве капитан юстиции Антон Милютин:

— Тут налицо признаки мошенничества. ООО «Варлок» было создано за месяц до заключения договора с заводом явно для подобных махинаций. Гендиректор фирмы — завхоз школы, с Левченко ее свел неустановленный человек. Левченко не имела права подписи никаких документов, связанных с этой фирмой.

— Что она объясняла на допросах?

— На следствии вину не признала. Утверждала, что хотела выполнить условия контракта. Хотя вопрос, как она могла это осуществить, когда не является гендиректором, прояснить не могла. Говорила, что это она жертва — ее обманули тамошние поставщики.

— Как она распорядилась похищенными деньгами?

— По нашим данным, деньги были обналичены через «Киви»-терминалы на территории Московского региона. Левченко задержали в августе 2016 года. Поиск соучастников до сих пор продолжается.

Открытие мемориала должно было состояться в мае 2015 года. Как же выкрутились из затруднительного положения?

— В конечном счете выручили украинские поставщики. Что касается финансового вопроса, пришлось занимать у компаньонов завода. Эти долги продолжаем выплачивать, — пояснил Мартыненко.

В июле 2017 года уголовное дело в отношении Левченко направили в Гагаринский суд. Приговор, оглашенный 11 октября, оказался суров: 4 года лишения свободы. Впрочем, адвокаты решили обжаловать судебное решение.

— Может, Юля предполагала, что все ей сойдет с рук, потому что Крым не будет российским? — рассуждают на заводе.

Одно точно поняли работяги: дружба и деньги, словно вода и огонь, — вещи несовместимые.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27565 от 7 декабря 2017

Заголовок в газете: Афера, отлитая в граните

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру