Российские 4-е классы оказались лучшими в мире

А московские — еще лучше российских

5 декабря одновременно по всему миру были оглашены результаты последнего международного исследования уровня читательской грамотности в младшей школе PIRLS. Самые высокие оценки — 581 балл — показала Россия, обойдя даже таких монстров образования, как Сингапур и Гонконг. Лишь одному участнику тестирования удалось превзойти этот результат, причем существенно. Абсолютным победителем оказалась Москва с невиданным прежде средним баллом — 612.

А московские — еще лучше российских

В 2016 году наши четвероклассники проходили международные тесты PIRLS на навыки чтения на основе отрывка из переводного текста «Марта и рыжая курица» из сельской жизни Скандинавского полуострова. И, несмотря на чуждые реалии, справились со всеми заданиями отлично, будь то описание эстетических переживаний в связи с прочитанным или умение извлечь из текста требуемую информацию. Как итог — первое место в мире со средним баллом 581. На втором месте Сингапур (576 баллов), на третьем — Гонконг (569 баллов). Для сравнения: в Финляндии средний результат составил 566 баллов, в Англии — 559, а в США — 549.

Впрочем, главной сенсацией года стали результаты не российских, а московских четвероклассников. В 2016 году они прошли отдельное тестирование. И, побив все мировые рекорды, показали средний балл 612, оставив далеко позади не только отдельные города-участники PIRLS во главе с Мадридом (549 баллов) и Квебеком (547 баллов), но и все страны, включая Россию. «Результаты Москвы — совершенно фантастические!» — заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Более того. Москва показала не только блестящий средний балл, но вчетверо больше высших и вдвое больше высоких результатов, чем все страны мира. А это свидетельствует о хорошем уровне всеобщей подготовки столичных учащихся.

Причин тому много, отметил глава столичного департамента образования Исаак Калина. Тут и обеспечение всех желающих местами в дошкольных группах детских садов в составе школ; и введение обязательных диагностических работ во всех 4-х классах города; и введение единого повышенного норматива финансирования для всех школ (а не только для лицеев с гимназиями, как было прежде); и повышение учительских зарплат; и переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт для младшей школы; и массовое оснащение школ электронным и компьютерным оборудованием с одновременным переходом на контент образования, более соответствующий вкусам современных детей. Главное же, что «с введением с 2012 года электронной записи в школы и перехода на финансирование по принципу «деньги следуют за школьником» началась конкуренция школ за учеников, а не родителей за школы», — подчеркнул он.

Омрачает радость лишь одно, констатировал научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский: «Мы видим, как наша школа ушла далеко вперед по сравнению с вузами. Увы, сегодня наша вузовская система отстает от школы, и в этом большой риск!» Возможно, конечно, ситуацию исправит направление в сферу высшего образования дополнительных средств: как раз сейчас, сообщил Адамский, «руководство страны принимает решение о возможном увеличении расходов на образование на 0,8% ВВП». Однако финансовый фактор, даже если такое решение и будет принято, сработает лишь в случае эффективного расходования дополнительных средств. А это, надо признать, — не самая сильная сторона наших образованцев.

СПРАВКА «МК». Россия участвует в оценке качества образования по методике PIRLS с 2001 года. Первый блин, как водится, вышел комом — наши четвероклассники набрали тогда всего 528 баллов. В 2006-м (тестирование проходит раз в 5 лет) Россия вышла на 1-е место, но затем спустилась на 2-е, уступив первенство одному из образовательных «молодых тигров» Гонконгу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру