Необычное завещание Хворостовского: кого еще похоронили в двух могилах

Сердце Шопена в коньяке, рука Ермоловой — на Новодевичьем

Печальное известие о смерти знаменитого оперного певца Дмитрия Хворостовского стало одной из главных новостей дня. Однако еще больше внимания к этому событию привлекла появившаяся информация о необычном завещании покойного: после кремации разделить его прах на две части и похоронить их в Москве и на родине – в Красноярске. Существовали ли в прошлом подобные прецеденты? Корреспондент «МК» узнал, кто из великих людей похоронен сразу в двух местах.

Сердце Шопена в коньяке, рука Ермоловой — на Новодевичьем

Согласно информации, переданной ТАСС, об этой подробности завещания Дмитрия Хворостовского рассказал его коллега по певческому цеху Иосиф Кобзон: «Он оставил завещание: кремировать его и похоронить часть [праха] в Москве, а вторую часть – в Красноярске».

Однако подобное же разделение праха можно обнаружить и если поинтересоваться обстоятельствами погребения останков некоторых других известных артистов, полководцев, литераторов... и даже коронованных особ.

***

Знаменитый композитор Фредерик Шопен окончил дни свои в 1849 году в столице Франции. Умирая от туберкулеза, он завещал похоронить свое тело в Париже, а сердце вернуть на родину – в Польшу. Воля покойного была исполнена. Тело Шопена похоронили на кладбище Пер-Лашез, а сердце поместили в специальную урну, наполненную алкоголем (по некоторым утверждениям – это коньяк). Этот сосуд сестра композитора отвезла в Варшаву, где его замуровали в одной из колонн церкви Святого Креста. На колонне можно прочитать надпись: «Моё сердце там, где Родина. Фредерику Шопену – соотечественники».

***

«Двойная могила» оказалась в итоге уготована знаменитому русскому полководцу «победителю Наполеона» Михаилу Илларионовичу Кутузову. Генерал-фельдмаршал, который возглавлял русскую армию, освобождавшую Европу от французов, скончался в немецком городишке Бунцлау 16 апреля 1813 г., в самый разгар военной кампании. Военачальника решено было с почестями похоронить в Казанском соборе российской столицы, но путь туда был долгий – через Познань, Ригу, Нарву, – и занял больше месяца. Поэтому перед отправкой тело Кутузова забальзамировали. При выполнении данной процедуры медики вынули из трупа все внутренние органы и сложили их в маленький оловянный гробик, который был сразу же захоронен на кладбище в деревне Тиллендорф неподалеку от городка Бунцлау (современный польский Болеславец). Исключение сделали лишь для сердца фельдмаршала: его поместили в особую серебряную банку, наполненную спиртом, герметично запаянную, и положили ее в гроб у изголовья. Вот так русский национальный герой и оказался после смерти своей разделен между Россией и Польшей.

***

Великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова, является «хозяйкой» сразу двух могил в Москве. Одна из них многим известна – захоронение, увенчанное внушительным памятником на Новодевичьем кладбище. А вот о существовании другого мало кто знает. Между тем именно оно и было когда-то «основным». После смерти первой обладательницы почетного звания Народной артистки РСФСР весной 1928 года, согласно завещанию, она была погребена рядом с о своими родителями на «малой родине» – у стен храма Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Владыкино (впоследствии оно вошло в состав Москвы). Однако через несколько лет было принято решение о перезахоронении великой актрисы – судя по некоторым сведениям из-за строительства новой дороги в районе церковного погоста. Так останки Ермоловой оказались на самом престижном московском кладбище. Впрочем и на прежнем месте сохранился могильный холмик со скромной плитой над ним, на которой написано: «Здесь покоится великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова, ее родители и сестры». В некоторых источниках упоминается, что, якобы, на Новодевичье перенесли лишь небольшую часть останков умершей, остальное же по-прежнему покоится у стен владыкинского храма. Увы, никаких материалов о перезахоронении Ермоловой в архивах Новодевичьего кладбища не сохранилось: осенью 1941-го, когда к столице подступили немцы, всю документацию приказано было сжечь.

***

К числу «разделенных после смерти» относится также и король Англии Ричард I, известный также как Ричард Львиное Сердце, правивший этой страной 1189 по 1199 гг. Ричард погиб от выстрела из арбалета в битве за Шалю во Франции. Большая часть его тела была похоронена в Фонтевро, а вот королевское сердце захоронено в свинцовой коробке в соборе Нотр-Дам в Руане.

***

Томас Харди – английский поэт и писатель (1840 – 1928), при жизни своей заявлял, что желал бы быть похороненным в своем родном городе Стинсфорде. Однако после кончины известного литератора его друзья решили, что наиболее достойным местом погребения такого выдающегося деятеля литературы может быть лишь кладбище Вестминстерского аббатства. Однако с этим не согласились власти Стинсфорда, желавшие похоронить у себя прах известного земляка. В результате пришлось пойти на компромисс: в Вестминстерском аббатстве было погребено тело писателя, а на кладбище Стринсфорда увезли для захоронения его сердце.

***

Аналогичная ситуация с захоронением русского, советского поэта Александра Владимировича Луговского (1901 – 1957). При жизни он часто бывал в Ялте, в Доме творчества им. Чехова. В парке неподалеку находилось любимое место литератора – большая скала, от которой открывался великолепный вид на окрестности. Именно в этой скале и завещал Луговской замуровать после смерти свое сердце. Поэт умер от инфаркта 5 июня 1957 года в ялтинской гостинице «Южная». Вдова и друзья Александра Владимировича сумели добиться выполнения его посмертной воли. Тело Луговского было погребено на одном из московских кладбищ, а сердце, помещенное в специальную капсулу, замуровано в небольшой нише, выдолбленной в той самой скале на высоте 3-4 метров над уровнем дороги.

***

Отдельно от тел похоронены сердца еще нескольких известных в истории людей, умерших в разные века. Среди них великий английский писатель лорд Байрон, еще один английский поэт – Перси Биши Шелли, выдающийся армянский мастер стихосложения, живший в XIX веке Ованес Туманян, польский полководец и политический деятель маршал Пилсудский, последний представитель правящей австрийской династии Отто фон Габсбург...

***

В Средневековье была довольно распространена практика разделять останки погибшего или умершего рыцаря. В Крестовых походах, рыцари очень часто гибли далеко от родины в «языческих» местах. Конечно там никто из них не хотел бы быть захоронен. Однако везти все тело целиком для погребения в родных краях не представлялась возможным. Поэтому практиковалось весьма неэстетичное «действо: трупы рыцарей препарировали – снимали с них кожу с мясом, доставали внутренности... Все эти органы вместе с сердцем хоронились на месте гибели воина, а на родину везли лишь скелет.

***

Вероятно «чемпионами» по «фрагментарному захоронению» умерших являются японцы. Дело в том, что в жизни граждан Страны Восходящего Солнца очень важную роль играет работа. Поэтому вполне обычная ситуация, когда прах кремированного труженика делят между собой его родственники и корпорация, в которой этот человек работал. Близкие хоронят урну с прахом в семейной могиле, а компания помещает его прах на своем специальном «фирменном» кладбище, где погребают работников данной корпорации.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру