Такую «радостную» новость преподнесли участники заседании Рабочей группы по законодательному совершенствованию образовательной деятельности во главе с Ириной Яровой. Учебники для углубленного изучения ряда предметов в профильных классах вскоре могут исчезнуть. Их место займут некие дополнительные пособия, впрочем, также включенные в обязательный Федеральный перечень учебной литературы.
Действительно, уровень свободы, официально разрешенный в последнее десятилетие-полтора нашим школам, не устраивает многих. И программы у каждого учителя сегодня свои, и методики преподавания, и учебники. Главное же, что отсутствует единый, а точнее, единственно верный подход к излагаемому материалу.
Дошло до того, что «есть учебники по истории, где дают несколько разных точек зрения на Великую Октябрьскую социалистическую революцию! — возмутилась председатель заксобрания Томской области Оксана Козловская. — А детям потом дают самостоятельно определить место этого события в истории нашего государства!» (странно, что не приплели еще скандал с выступлением школьника из Нового Уренгоя перед бундестагом).
Попытка воспитать в детях самостоятельность мышления — не единственная претензия членов рабочей группы к нынешней системе образования. Не одобряет глава томских парламентариев и другой гримасы разгула демократии — классов с углубленным изучением тех или иных предметов: «Есть, например, учебники по математике, которые позволяют сдать ЕГЭ не более чем на 70 баллов. А в профильных школах учат по более углубленным программам!» Вот ужас-то!
Впрочем, опасаться, что логарифмами со 2-го класса во имя «равенства прав детей» теперь начнут пичкать всех, независимо от склонностей и способностей, не стоит. Скорее, наоборот. Вопреки первоначальным планам в паре с базовым учебником, идущим на смену нынешнему разнообразию учебных материалов, останется не профильный, усложненный, а предназначенный для детей с заболеваниями.
Не стоит больше выпендриваться и учителю с его творческими, авторскими образовательными программами и курсами: «Академические свободы против интересов ребенка? Но главное — не творчество, а обязательство перед ребенком, — подчеркнула Яровая. — Система должна быть единообразной! Школа — это прежде всего институт социализации. А через какие инструменты должно идти воспитание? Думаю, что через учебники, начиная с азбуки и букваря! Я вот, например, подняла программу изучения русского языка в младшей школе. И что же? Там нет ничего связанного с русской культурой — даже фольклора! Откуда такое уничижительное отношение?»
Многие из своих идей рабочая группа планирует оформить законодательно: «Наша компетенция, — подчеркнула Яровая, — дать министерству указания, обязательные к исполнению и не допускающие разночтений».
Так что не удивлюсь, если авторов новых учебников обяжут включать в них народные частушки или стихи про маленького Володю с кудрявой головой.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram