Большой кремлевский концерт
Только примитивный ум станет упрекать какого-либо претендента на высший пост: ты с подиума — рухнул в политику! Разве политика творится по другим законам, чем шоу-бизнес?
Зато о Собчак не скажешь: «Из грязи в князи» — в родословной даст сто очков вперед любому нынешнему бонзе. Леди — уже не легкомысленная девочка-припевочка, которая эпатировала обывателей громкими скандалами; она — светская львица, семейная дама. Похоже, обо всем позаботилась заранее, рассчитала шаги, несмотря на внешнее показное легкомыслие. Молодец (среди овец)! — вот что напрашивается воскликнуть. И зааплодировать: ведь мы на очередном представлении — в переполненном (насколько это возможно в пустеющей России) зале.
Вы скажете: «Ну и самомнение!» Или: «Нахальство — второе счастье». А я замечу: «В засаленной колоде появилась новая карта». Крапленая? Да ведь вся игра такая. Посторонние в политическое казино не допускаются. Собчак — козырь. Хотя бы потому, что молода. И генетически не среднего разбора — дочь своего выдающегося отца и не менее известной матери. Неплохо, что с детства запросто видела элиту, в том числе топовую, взрослела среди нее и знает ей цену.
Собчак, Поклонская, «Матильда» — явления одного порядка. Много шума из ничего. Но это «ничего» дорогого стоит, ибо оно есть наше все — все что имеем. Три перечисленных бренда есть на сей момент катализатор движения общественной мысли. Жизнь, как известно, то гульба, то пальба — бессмысленная, бесцельная: «Цель — ничто, движение — все». Именно эту гениальную цитату я имею в виду. Бытие последовательно и целенаправленно — на протяжении многих веков — стремится к нулю, превращается в фарс. Говорю не только о нашей стране, но и о США, где не мог не победить Рыжий Коверный.
Плохо ли это? Ответ зависит от того, с какой меркой подходим к разворачивающемуся лицедейству. Если хотим развлечений, а всем, по-видимому, именно этого и хочется, тогда клоуны, исполняющие на арене номера и справляющиеся с задачей неплохо, — благо. Нам не скучно.
Правда, у этого образа жизни есть минусы: под сурдинку специфической клоунады льется кровь, гибнут люди, множатся потоки беженцев. Если (в нашем российском варианте) кому-то стало дурно во время всеобщего концерта, то лекаря не дозовешься: он, как и все остальные, увлечен спектаклем. Кто-то хочет получить образование? Но педагоги тоже захвачены телетрансляцией. Изредка, раз в году, глава страны в прямом эфире отвечает на волнующие граждан вопросы, а потом — опять песни, пляски, сериалы и сувениры — вместо реальных достижений.
Поощряем (на государственном уровне) пранкерские розыгрыши, легализуем политическую (и прочую) вседозволенность, походя бравируем и восторгаемся тем, что об очень серьезных, драматических проблемах можно базланить ернически, наплевательски, — чего удивляться, что по этой схеме, по этому лекалу, по протоптанной дорожке получаем, как принято изъясняться в высоких дипломатических сферах, симметричные и аналогичные ответы: о заминированных якобы вокзалах и торговых центрах, о готовящихся терактах и заговорах. Получаем реальные нападения на журналистов с ножом и убийства политиков на мостах и в подъездах. Эхо адекватно первоисточнику.
Это лихое, разбуженное сеющими ветер и пожинающими бурю политиками эхо — следствие официальной пропаганды и внушенной убежденности: в отношении инакомыслящих извинительно все. Очень интересны и показательны слова потрошителя, недавно исполосовавшего циркулярной пилой педагога: «Гнилые выкормыши 90-х, воспитанные на американских боевиках, учебниках всяких и визгах либералов. Надо их вырезать под корень». Вот к чему ведет науськивание. Собчак не ассоциируется с такими призывами.
Есть люди, органически не способные к восприятию чего бы то ни было не поверхностного, не биологически инстинктивного, не животного. О чем и в какой форме с ними толковать? Содрогаешься, когда телеэкран демонстрирует физиономии, крайне довольные всем и лыбящиеся шуткам, льющимся из профессиональных уст. Но выходишь на улицу — и видишь другие лица, слышишь другие разговоры. Стало быть, нам специально показывают отстой?
Меня и в прежние годы мучило: пока звучит, льется из репродукторов духоподъемный гимн, сколько происходит под аккомпанемент торжественной музыки и выспренних слов — убийств, изнасилований, краж? Фильм «Кабаре» и «Крестный отец» наглядно иллюстрируют: пока певец и певица изгаляются на сцене и веселят интеллектуальных бюргеров, фашисты расправляются с неугодными им людьми. Пока в церкви крестят младенца, мафиози сводят счеты и устраняют конкурентов. У нас подобных фильмов нет, хотя стереофония и полифония жизни, ее неоднополярность — день ото дня оглушительней. Вместо того чтобы выволакивать кричащие болезни на общее обозрение, старательно замазываем их гламуром и прячем за парадной шумихой, фальшивыми улыбками, не позволяющими разглядеть гнилость зубов, которые нужно удалить.
Из кого выбирать?
Каждая звезда нынешнего политического небосклона наделена лубочной, однако не сразу бросающейся в глаза символикой.
Путин — наш Штирлиц, духовный последователь полковника Исаева, герой ткущегося на наших глазах политического сериала, лидер необходимо важного невидимого фронта, агент во вражеском тылу.
Зюганов являет собой мощь мумифицированного неувядаемого революционного начала, столетие которого весь год празднуем; это начало одряхлело, но известно: нет у революции ни начала, ни конца.
Жириновский, по стопам которого идет Собчак, избрал комедиантскую стезю, отлегендировал себя «сыном юриста» (продолжил биографию «детей лейтенанта Шмидта»).
На вытоптанном поле — как может заявить о своей предыстории Собчак? Не о Тимати же разглагольствовать. Но она — дочь юриста. И, поскольку ниша занята, апеллирует к другим истокам: возникает история, красотой затмевающая юридические каверзы и не уступающая легенде о Штирлице. Отец перед смертью оставил дочери послание в шпиле Петропавловской крепости. Это почище «Графа Монте-Кристо»! «Золотой жук» и «Код да Винчи» в одном флаконе!
Путин может ли похвастаться, что Юлиан Семенов оставил персонально ему адресованную капсулу с ориентировкой будущей судьбы? Зюганов не додумался проартикулировать, что в Мавзолее Ленин сжимает восковыми пальцами завещание, адресованное лично Геннадию Андреевичу. Да и кто из простых смертных позволит себе вмуровать записку, предназначенную своему ребенку, в звезду кремлевской башни?
Получается: блудная дочь, промыкавшись по вертепам, вернулась в лоно традиции и припала к коленям библейского отца, чья биография (говорю без иронии) вобрала перипетии нашего общества последних десятилетий. Инициатор и сподвижник прогрессивных реформ, харизматичный оратор, сподвижник Ельцина и благословитель Путина, униженный и осмеянный, как все либеральное движение в целом…
Что в той записке, узнаем через полвека. Но не так это важно. Важны интрига и подразумеваемый смысл. Важна эстафета мятежных 90-х — в наши клоунские пенаты.
Что говорить?
Сразу обрушились на претендентку за то, что призвала вернуть Крым Украине. А что она должна предложить? Захватить еще и Прибалтику? И Польшу? Оставим такую предвыборную заманку воинственному мужлану. В выступлениях Собчак нет милитаристских намеков, что само по себе — огромное благо. Есть надежда, что в этом смысле яблоко недалеко укатится от не бряцавшего оружием отца, да и от терпящего крах «Яблока».
Заговорила о том, что санкции, объявленные России, справедливы. А что еще ей говорить, если остальные твердят: санкции неправильны? Дело не в «противоходе», а в реальном осознании: конфронтация с целым миром наносит нам невосполнимый вред.
Ее упрекают в том, что меркантильна, задарма наваривает на политической ситуации, пиарится, чтоб заработать больше, чем зарабатывает. Можно подумать, все остальные идущие в политику — бессребреники. Кстати, некоторые журналисты, критикующие Собчак, было дело, баллотировались в Думу. В чем разница между ее и их амбициями? Может, даже хорошо, что походя и без комплексов, без ложной стыдливости обнажает пружины и рычаги ханжески вуалируемого механизма!
Подведем итоги: в образе новоявленной иконы совмещено очень многое — помимо «юридической составляющей» есть колыбель революции — Ленинград, есть покровительство Штирлица — Путина, есть монархические мотивы (не на «Авроре», а в Петропавловке, где покоятся останки Романовых, хранится заветное письмо), есть даже намек на божественное присутствие: на Петропавловке — не просто шпиль, а хранящий город ангел. Уж не говорю о семейном, наследственном начале, которое нас согревает. Главное же успокоение: ничего не изменится, если вместо одного отвечальщика на вопросы явится следующий — посвежее и помоложе.
Пришли девчонки, НЕ стоят в сторонке
Конечно, до Оксаны Дмитриевой Ксении Собчак тянуться и тянуться. Но тут мы опять возвращаемся к теме серьезности и несерьезности предъявляемых нами к жизни требований. Низведение, дискредитация архи- и суперважного политического момента до голосования на конкурсе «Мисс Россия» в лице Анфисы Чеховой или Екатерины Гордон показывают подлинную ценность данного мероприятия — и за это девочкам большое спасибо. Жаль, вне списка осталась Ольга Бузова, она могла бы абсолютизировать абсурд, но и без нее картина получилась вполне в духе осовремененной песенки: «Пришли девчонки, НЕ стоят в сторонке».
Хотите серьезного, глубокого, вдумчивого, непопулистского лидера? В самом деле хотите? Но тогда наступит цепенящая скука. Ни тебе балансирования на грани мировой войны, ни ряженых оборотней в погонах (и захватывающих разоблачений), ни показательных оттаскиваний за волосы депутатш… Как в какой-нибудь заштатной Исландии. Зеленая скукотища, для нашей страны неприемлемая. Не уверен, что всякий на такую нуднятину согласится. А вот если хотите шоу… Вы его получите! У некоторых уже нет хлеба, зато есть зрелища. Что наша жизнь? Концерт!