Год от года растущее косноязычие россиян в сочетании с проблемой функционального чтения, или, говоря проще, умением складывать буквы в слова при неспособности понять смысл прочитанного обострились настолько, что Минобрнауки решилось вернуть в выпускной экзамен по литературе устную часть: «Потихонечку устная часть экзамена по литературе вернется. Но не буду говорить когда», - заявила глава ведомства.
Придут в школу и обязательные уроки шахмат: министерство склоняется к тому, чтобы выделить под них по одному часу в неделю с 1-го по 4-й классы. «А с перегрузками детей, которые, как уверяют, в этом случае якобы появятся, надо разобраться», - подчеркнула она.
Займутся власти и дополнительным образованием детей. По плану уже через пару лет кружками и секциями должно быть охвачено 78% ребят в возрасте от 5 до 18 лет, причем, через эту сферу пойдет и поиск с сопровождением юных талантов. Особенно активно этот процесс развернется в области математики, ведь нынешним шести- и семиклассникам и предстоит закладывать основу цифровой экономики страны. Но дело, признают в министерстве, тормозит активная коммерциализация системы допобразования: в крупных городах она стала платной уже на 75%, что по карману далеко не всем.
С этими «недопустимыми уловками школ», по словам Васильевой, пойдет активная борьба, помочь которой, надеется она, сможет предстоящее переподчинение школ с муниципального на региональный уровень:
- Сейчас родителей зачастую буквально вынуждают соглашаться на дополнительные платные занятия — например, по математике. А в одной из школ я лично видела в расписании платные занятия даже по русскому языку — чтобы заставить родителей платить, их назвали не уроком, а «лекцией». С подобной коммерциализацией мы боролись и будем бороться впредь. Однако по нынешнему закону Минобрнауки не имеет прямого влияния на школы. Вот мы и говорим о необходимости выстраивания вертикали в образовании. Сейчас такие пилотные проекты запущены в 15 регионах, включая Москву. И у каждого — свое видение, как это сделать.
Другая острейшая проблема современной школы — нехватка мест вследствие бэби-бума конца 2000-х годов. В этом году, например, в школы пришло 1,8 млн первоклассников — на 110 тыс. больше, чем в 2016-м. И школа вынуждена учить разросшийся «контингент» в две, а на Кавказе, где с рождаемостью лучше, чем в прочих российских территориях, и в три смены. В текущем году, благодаря приоритетному проекту, в 53 регионах удалось создать 55 тыс. новых учебных мест — на 8 тыс. больше, чем было запланировано, отметила Васильева «МК». Однако на ближайшую трехлетку на эти цели из бюджета выделено всего по 25 млрд в год — по оценке Госдумы, вчетверо меньше, чем нужно для реализации проекта в целом. Поэтому, максимум, на что могут рассчитывать в министерстве - «открыть в каждом регионе хотя бы по одной большой школе, не забывая при этом и о малых на селе».
Серьезные изменения ждут и среднее профобразование. Отношение к нему в обществе заметно меняется к лучшему — недаром 59% выпускников 9-х классов этого года предпочли его переходу в 10-е классы. Свою роль сыграл перевод СПО на новые стандарты. Правда, пока по ним учат лишь 1 тыс. колледжей и 58 вузов. Но уже в 2019 году, уточнила Васильева «МК», демонстрационные экзамены по международным стандартам, которые в этом году сдавали лишь 14 тыс. выпускников колледжей из полутора десятков пилотных регионов, станут обязательными для всех. Это положение закрепит специальная поправка к закону.