— В выходные на нашу «горячую линию» поступил звонок с рассказом об этом инциденте. В понедельник специалисты аппарата выехали в интернат. К обеду мы уже более-менее знали картину произошедшего, все факты, изложенные в звонке, подтвердились. В курсе случившегося был весь педсостав интерната, поэтому информация активно просачивалась в СМИ. Мы оперативно выпустили релиз на нашем сайте, а к вечеру с нами уже связались представители следственного комитета области.
— Так что же произошло в интернате на самом деле, действительно ли детей заставили пить мочу?
— Как уже сообщалось ранее, подростки действительно провинились — помочились в бак с питьевой водой. Их привели к директору, а та попросила принести баночки для анализов, велела им справить нужду и выпить. Они сначала отказались. «Если стесняетесь — отвернитесь». После этого двое помочились и выпили.
— Вы уже пообщались с директором, скажите, она производит впечатление садистки или какой-то неадекватной женщины?
— Абсолютно нет. Она опытный педагог со стажем 27 лет. По всей видимости, она не понимала, что делает. Да и сейчас не особо понимает: «Я же их не заставляла» — вот такой ее ответ. Как юрист я ей объяснил, какими должны быть ее действия. Во-первых, она возглавляет государственное учебное заведение. В соответствии с уставом которого может отдавать приказы, распоряжения и указания. Так как ученики находились в ее кабинете, а не где-то еще, они воспринимали ее слова как указания. Во-вторых, эти дети совершили административное правонарушение, которое можно квалифицировать как мелкое хулиганство. В таких случаях нужно вызывать офицера ПДН, составлять протокол, рассматривать дело на специальной комиссии, наказывать штрафом и предупреждением родителей либо других законных представителей ребенка.
— После того как директор была сначала уволена, а теперь на нее заведено уголовное дело, она раскаивается?
— Думаю, что да. Ей тяжело, конечно, все это пережить. Преподавание было делом ее жизни. Но, занимая такие посты, нельзя забывать, что мы живем в правовом государстве и на каждое действие есть законное противодействие. Может быть, и хорошо, что эта история получила такую широкую огласку — задумаются о своих методах другие педагоги.
— А как чувствуют себя подростки?
— Самое главное — они не до конца понимают, что они совершили. Думаю, что они все-таки должны быть наказаны по указанной выше схеме. Иначе дети будут думать, что так можно себя вести и ничего за это не будет. Вина директора и огласка не снимают вины с воспитанников. Она пусть отвечает за свой проступок, а они — за свой.
В Ярославль для проверки выехал сотрудник аппарата уполномоченного при Президенте России по правам ребенка Михаил Орлов. Он пообщался с юными нарушителями при помощи двух сурдопереводчиков. По его мнению, профилактика правонарушений с детьми велась формально.
— Никто из троих подростков не состоял на учете в КДНиЗП, хотя имелись веские основания. В 2016 году эти воспитанники пытались пронести и распить спиртные напитки на территории учреждения. В конце сентября 2017 года один из них был замечен в употреблении насвая. Несмотря на все это, руководство ограничилось лишь постановкой его на внутришкольный учет, а в КДНиЗП документы не направлялись. Также от классных руководителей не поступали заявки педагогу-психологу для проведения мероприятий психокоррекции и развития с указанными мальчиками. Кроме того, не проводились и работы по профилактике профессиональной деформации педагогов. Результат теперь мы все видим.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram